В новом учебном году может измениться подход в преподавании истории во многих странах СНГ. Речь идет о переоценке роли России. Юных жителей Украины, Грузии, Молдавии учат тому, что соседняя страна долгие годы приносила им только вред, сейчас является их главным врагом. Эта концепция образования уже давно опробована в странах Балтии.
С нового учебного года на Украине будут учить совсем другую историю, в которой России отведено не самое благовидное место, отмечают «Новые известия». «Включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова», — вот цитата из учебника истории для пятого класса, рекомендованного министерством образования Украины.
«Учебник далеко не однозначен, — заявила учитель истории одной из киевских гимназий. — Я на своих уроках по этой теме буду делать несколько иной акцент. А именно укажу на роль Хрущева как собирателя украинских земель. Не зря же он и Холмщину хотел присовокупить к Украине». В этом же учебнике сообщается, что голодомор 1932–1933 годов был организован Москвой специально, чтобы «подавить волю украинцев к независимости». О том, что тогда же страшный голод разразился и в Поволжье, и на Кавказе, — ни слова. С этой оценкой украинские историки согласны. Они даже предполагают, что голод в Поволжье и на Кавказе преследовал те же цели.
В явное замешательство историков приводит сенсационное утверждение авторов пособия о том, что Украинская повстанческая армия* под руководством Степана Бандеры к 1943 году «освободила от немцев большинство городов Украины».
Наиболее интересным представляется раздел об «оранжевой» (для украинских школьников — Помаранчевой) революции. Чиновники минобразования и науки считают, что «наконец-то история будет восприниматься как что-то личное». И в то же время утверждают, что «в книгах нет политики». Однако с ними спорят политологи. К примеру, они указывают на фразу: «Его (Ющенко) победа — это победа всего украинского народа, который хочет жить богатой и счастливой жизнью». Такая трактовка удивляет не только нынешнюю оппозицию, но и многих украинцев, которые голосовали не за Ющенко, а против старой власти.
«Этот курс истории охватывает весь период истории: от древних времен по сегодняшний день, — сказала Елена Радзивилл, заместитель главного редактора издательства «Генеза», которое выиграло конкурс Минобразования. — Описана и вся коллизия выборов, поэтому не вспомнить имена многих политиков просто невозможно. Указаны и фамилии главных кандидатов, прошедших во втором туре, и Юлия Тимошенко как глава нового правительства». На вопрос об объективности Радзивилл отметила, что автор к ней стремился, «но события совсем свежие, а это мешает».
В учебниках «История Грузии» (10-й,11-й классы) Россия представлена в качестве империи, проводившей захватническую политику в отношении своего соседа. Оценка действий России в разные периоды грузинской истории практически не меняется. В школьном пособии, изданном в 2003 году, делается простой вывод: «России, как и любой другой стране, стремящейся к захвату земель, не нужна была единая и сильная Грузия».
Далее рассказывается о том, как в течение 18–19 веков Россия подчиняла себе отдельные царства и княжества на территории Грузии, устанавливая военно-оккупационный режим. Авторы пишут о российской колониальной политике, вследствие которой Грузия потеряла свою государственность. Представители царского дома Багратиони преследовались, автокефалия грузинской православной церкви была ликвидирована, проводилась демографическая и социальная экспансии. На территорию Грузии были намеренно переселены представители других национальностей. «Руководители российской колониальной политики хорошо понимали, что представители других национальностей, проживающие в Грузии, всегда будут опорой России»,љ- заключают историки.
Аналогично оцениваются действия России и в период новейшей истории Грузии. В учебнике для старшеклассников цитируется «Акт государственной независимости Грузии», который был принят 9 апреля 1991 года. В нем, в частности, говорится о том, что »... в феврале-марте 1921 года Советская Россия грубо нарушила грузино-российский мирный договор 7 мая 1920 года и путем вооруженной агрессии совершила оккупацию признанного ею же грузинского государства, за чем последовала ее фактическая аннексия». В Акте сказано также, что «весь период нахождения Грузии в составе СССР был отмечен кровавым террором и репрессиями... Скрытая война против Грузии продолжается и сейчас. Ее цель остановить движение Грузии к свободе и демократии...»
В Молдавии сегодня изучают не собственную историю, а историю румын. Общих постулатов несколько: Румынияљ- самая замечательная страна на свете во все исторические времена, лучше нации, чем румыны, на свете не существует. Россия жељ- страна оккупантов. В соответствии с этой грубой схемой, вопреки исторической правде, все и трактуется. Поскольку плохих румын не бывает, то, например, маршал Антонеску, которого Гитлер лично благодарил за радикальное решение еврейского вопроса, оказывается большим либералом и демократом.
Вторая мировая война в этих книжках препарируется соответствующим образом. Так, в учебнике «История румын. Новейшее время» сказано, что «молдаване из Транснистрии (так называют Приднестровье в Кишиневе) не имели иных социальных проблем, чем гнет русских». Румыния оказалась в одной связке с Гитлером, «находясь между двумя империями, лишившись поддержки западных стран. Таким образом она становилась возможным объектом нападения как со стороны СССР, так и со стороны других соседних стран, территориальной целостности стала угрожать реальная опасность».
Со времени восстановления независимости Латвии было издано несколько учебников по истории, и тема взаимоотношений между Латвией и Россией не могла не быть отражена в этих книгах. Согласно программе, утвержденной Министерством образования и науки, Россия рассматривается лишь в контексте мировой истории.
Как рассказал латвийский историк Олег Пуляк, в настоящее время сведения об истории России представлены «очень фрагментарно», полной картины о том, как развивалось государство, чем оно жило, нет. «Конечно, школьники информируются о наиболее значительных событиях, связанных с Россией, например, о Северной войне, но без лишних подробностей». Говоря об истории ХХ века, Пуляк заявил, что при описании времени, предшествующего Второй мировой войне, акцент в учебниках делается не на Мюнхенских соглашениях, а на пакте Молотоваљ- Риббентропа.
Вместе с тем, помимо непосредственно школьного учебника истории, в прибалтийской республике вышла книга «История Латвии. XX век». Несмотря на то, что эта книга предназначена «для широкого круга читателей» и не является обязательной для изучения в школах, многие учителя, особенно в школах с латышским языком обучения, проводят уроки на ее основе. Издание сразу же заслужило скандальную славу, ввиду неоднозначности своего содержания. Период с 1940 по 1991 годы называется в книге «оккупационным», а легионеры СС объявлены «борцами за свободу своей страны».
«17 июня 1940 года в Эстонию прибыло более ста тысяч красноармейцев. Народ глядел на марширующие войска молча. У многих в глазах стояли слезы. Не оставалось никаких сомнений: Эстония оккупирована чужеземной армией»,љ- так рассказывает эстонский учебник истории для начальной школы о событиях 1939–1940 годов. Пятиклассники в Эстонии узнают о пакте Молотоваљ- Риббентропа, и о принудительном договоре о советских военных базах, и об ультиматуме 16 июня 1940 года, и о насильственном включении Эстонии в состав СССР, и о том, что «сразу же после прихода советских войск в Эстонии начался политический террор».
Восемь столетий отношений между Эстонией и Россией, эстонцами и русскими в учебниках рисуются как постоянная череда войн и нашествий, в которых маленькая Эстония всегда выступала стороной страдающей. За перечислением сожженных городов, убитых крестьян, разоренных хозяйств в сознании гимназиста вырисовываются тысячелетний конфликт цивилизаций и убеждение, что геополитические и культурные корни этого конфликта никуда не исчезли.
«Войско польско Берлин брало» — об этом было известно еще в социалистические времена. За шестнадцать лет, минувших с начала общественно-политических трансформаций в Польше, юмор обрел совершенно серьезные очертания. Да и вся история Польши, начиная от ее слияния с Великим Княжеством Литовским в конфедеративную Речь Посполиту в 1596 году, была переписана заново.
Любопытно и удивительно, как польские историки после 1989 года стали трактовать военный и послевоенный период. Перелом во Второй мировой войне наступил благодаря участию польского воинского контингента на Западном фронте. Восточный театр военных действий был не более чем вспомогательным. А весь послевоенный период преподносится как тяжелейшее и черное время советской оккупации. Причем гитлеровская оккупация уже трактуется как время тяжелое, но не безнадежное, ни в какое сравнение не идущее с вероломством советской оккупации. И ни одним словом не упоминается о том, что, не освободи Красная Армия Польшу, до 85% населения этой гордой и суверенной страны было бы попросту уничтожено в полном соответствии с гитлеровскими планами.љ
Учебники истории начинают переписывать и в России, чиновников явно не устраивает плюрализм в оценке исторических событий, происходящих в стране. Встречаясь с деканами и завкафедрами исторических факультетов классических университетов, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил о своем недовольстве не освещением отдельных периодов и фактов, а системой в целом. «Сейчас преподавание истории в школељ- это хождение по кругу. Практически ничего не добавляя на каждом новом этапе, оно вызывает отторжение у школьников, которым одно и то же объясняют по десять раз».
В академических кругах несколько лет говорится о том, что изучение истории в школах неудовлетворительное. Во-первых, учебников чересчур много. Во-вторых, еще при министре Владимире Филиппове начался процесс «зачистки» сомнительных с точки зрения патриотизма учебных пособий.
«Идет борьба за школу для детей. Если в середине 90-х было много разных учебников, на любой вкус, теперь наше мудрое министерство сказало: во-первых, должно быть не больше трех учебников по каждому предмету, а во-вторых, все они должны пройти экспертизу в Академии наук. Похоже, на этом Академия не остановится. Может, они и спустят нам какой-то, с их точки зрения, объективный учебник, но история не бывает объективной, а уж новейшая историяљ- тем более, потому что она всегда политизирована», — считает президент Ассоциации демократических школ России Александр Тубельский.
«В школе нам историю преподавали нейтрально, без каких-то личных оценок. А на подготовительных курсах нас шокировал аспирант, который нас натаскивал по истории. Он сказал, что 75 лет советской власти были рабством, а про годы правления Ельцина сказал, что это был кровавый режим. Еще он объяснил, что мы живем не в демократической, а в либеральной стране. Потому что демократия — когда провозглашаются и гарантируются свободы. А в либеральной стране они только провозглашаются», — рассказал окончивший в этом году одну из лучших школ Нижнего Новгорода студент филиала престижного столичного вуза. Неудивительно, что школьники в русских школах, все реже выбирают в качестве экзамена историю.
* Запрещена на территории РФ