Мы продолжаем рассматривать стадии психосексуального развития детей, и сегодня на очереди одна из самых спокойных стадий — латентная. В промежутке от 6–7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Что это такое? Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:
Суперэго Эго Ид
Ид — это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления. Область эго — отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
Суперэго — это система норм, ценностей, иначе говоря — совесть человека. Суперэго формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями. Таким образом, к возрасту 6–7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит ’оттачивание’ и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.
В следующий раз мы ознакомимся с последней стадией психосексуального развития — генитальной, которая формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.