Экономика Кризис-2024 Обещают, что в 2025-м, но могут опять перенести? Когда на самом деле россияне смогут летать на родном МС-21

Обещают, что в 2025-м, но могут опять перенести? Когда на самом деле россияне смогут летать на родном МС-21

Поговорили с авиаэкспертом о перспективах новейшего гражданского российского лайнера

Машину еще нужно обкатать. Когда пассажиры смогут летать на МС-21?

Источник:

Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров на днях заявил, что российский авиапром делает всё, чтобы запустить серийное производство МС-21 в 2025 году. В Минпромторге пообещали, что уже следующей весной в воздух поднимется полностью импортозамещенный лайнер с отечественными двигателями. Мы поговорили с авиаэкспертом, военным летчиком Владимиром Поповым о перспективах иркутской «ласточки», чтобы понять, когда мы уже сами сможем на ней летать.

Первые МС-21 планировалось поставить авиакомпаниям в 2024 году, но в мае стало известно, что срок перенесен. Это связали с санкциями западных стран, которые ввели после начала спецоперации. Весной 2024-го в Ростехе заявили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. По мнению экспертов, перенос сроков связан с тем, что отрасль авиастроения пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации.

 Насколько осуществимы планы по запуску серийного производства самолета МС-21?

— В большей степени то, сколько будет произведено двигателей и как будет идти сертификация по полетным испытательным программам, будет зависеть от того, как будет развиваться спецоперация.

Мы туда отдаем очень много ресурсов и мощностей. Это касается и производства, и технологических систем, где задействованы люди. А людей в авиации у нас сегодня не хватает. И эту нехватку мы урегулируем в лучшем случае лет через пять. Потому что кадры надо будет обучать, а срок обучения даже простого слесаря, токаря или клепальщика занимает от двух лет, после этого ему еще год надо поработать на производстве под контролем, чтобы из него получился по-настоящему эффективный специалист. Если мы говорим о бакалавриате, то это минимум 3–4 года, а если человек заканчивает магистратуру или специалитет — это пять, а то шесть лет.

— В начале декабря стало известно, что Минпромторг в три раза сократил план выпуска двигателей ПД-14 для самолета МС-21. Как это может повлиять на серийное производство самолетов?

— Я думаю, что будет адекватен выход самих самолетов, поэтому большого дефицита не возникнет. Хотя должен быть полуторный запас двигателей, то есть два двигателя на самолете и один либо в аэропорту, либо на базе хранения.

Но нужно учитывать, что если авиакомпаниям передадут первые самолеты, стопроцентной загрузки [лайнеров] не будет, я думаю, в течение 2–3 лет. Это связано со сроками освоения самолета, обучения летного и инженерно-технического состава.

Одно дело, если мы бы взяли самолет известной марки, уже освоенный, и совсем другое — когда [только отрабатываются] все технологические, процедурные процессы, обслуживание самолетов. Вся наземная инфраструктура будет развиваться с инерцией. Начало полноценной эксплуатации будет затягиваться, но не потому что чего-то не хватает, а просто потому что еще не наработан опыт эксплуатации.

Я думаю, что такие задержки [связанные с освоением МС-21], возможно, компенсируют нехватку двигателей.

 То есть можно сказать, что если условный «Аэрофлот», который первым претендует на МС-21, при хорошем раскладе получит первые машины в 2025 году, то по-хорошему он начнет летать только в 2027 году?

— А то и в 2028-м. Имейте в виду, что по планам первые МС-21 начнут передавать авиакомпаниям только во второй половине следующего года. Они не в январе их получат.

«Аэрофлот» планирует получить первые МС-21 в сентябре 2025-го. В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты), иркутская «ИрАэро» и белорусская «Белавиа». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.

 По поводу кадрового голода в авиапроме. Речь идет о тех специалистах, которые занимаются именно непосредственной сборкой самолетов?

— Да, конечно.

Наша страна сохранила авиационную промышленность вопреки всем разрушительным планам, которые строили «эффективные менеджеры», и благодаря тому, что сохранилась военная авиация.

Предполагалось, что мы половину специалистов постепенно перенаправим из военной в гражданскую авиацию и так поднимем отрасль, но это не получилось. И сейчас забрать военных специалистов мы не можем, они нужны на передовой. Сейчас вся экономика заряжена на СВО.

— Когда, по вашим оценкам, мы получим полностью импортозамещенный МС-21?

— Такой самолет — оснащенный агрегатами и системами российского производства — сейчас только заканчивает сертификационные испытания. Возможно, в первой половине 2025 года появятся документы, которые передадут промышленникам, чтобы они дальше запускали производство самолетов по единой технологии.

Хотя я думаю, что МС-21 будут дорабатывать еще достаточно долго.

Опытнейшие летчики-испытатели показывают, на что способен МС-21

Источник:

 Необходимость этих доработок выявляется уже в процессе эксплуатации?

— Конечно. Но это не только в России, нельзя сказать, что это мы такие отсталые, нет, так происходит во всем мире. Где-то новый материал появился, где-то — какой-то агрегат, какая-то деталь с лучшими прочностными характеристиками, чем была раньше. Что-то будут менять, что-то дорабатывать, чтобы самолет дольше работал.

— Но всё-таки, учитывая, что планируется выйти в серию в 2025-м, сколько может быть произведено в первый год именно серийных самолетов?

— С учетом расширения производственных мощностей и различных технологических процессов, доработок, обучения можно сказать, что в первый год будет выпущено пять-семь серийных самолетов.

А потом вполне возможно выпускать по 25–30 самолетов в год.

 А что будет с теми лайнерами, что проходят различные испытания?

— Понимаете, первые лайнеры собирали из различных деталей, произведенных в других странах. Если встанет вопрос и их передавать авиакомпаниям, то потребуется заменять агрегаты, авионику. На это уйдет много времени, и это будет дороже. Проще собрать новый самолет.

Да, есть самолеты, которые уже около двух лет летают с отечественными двигателями, но это так называемые ресурсные машины. Это контрольные экземпляры, на которых проводятся эксперименты, чтобы затем грамотно изложить в документации, сколько времени можно эксплуатировать тот или иной агрегат. Такие самолеты нельзя отдать авиакомпаниям, это не те машины, на которых будут работать летчики и инженерно-технический персонал. Некоторые из них даже остаются в испытательных центрах.

На экспериментальных экземплярах работают настоящие асы и высококлассные инженеры, которые буквально родили самолет с бумажки. Знают машину, что называется, от косточки.

 На первых серийных машинах, наверно, тоже будут самые крутые летчики летать, да?

— Конечно, с инструкторами и техническим персоналом. Скорее всего, будут специально сформированные заводские бригады, которые будут ездить по аэродромам, по авиакомпаниям, может, частично обслуживать самолеты, помогать с ними, учить до тех пор, пока не увидят, что местные инженеры, техники, летчики наработали руку.

А потом еще в течение пяти лет будут приезжать периодически, проверять, всё ли в порядке. Потому что заводские специалисты обладают такими знаниями и возможностями.

Летом журналистам показали цех № 277, в котором собирают среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Посмотрите самые яркие фотографии из авиазавода.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY6
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
124
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Трамп — как наш Жириновский!» Уральский экономист объяснил, что будет с долларом после назначения президента США
Максим Марамыгин
Экономист, профессор УрГЭУ
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Екатеринбурженка объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Учителям ничего нельзя». Корреспондент E1.RU — о скандале в екатеринбургской школе, где педагог ударила ребенка
Даниил Румянцев
Корреспондент E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления