Известный экономист, эксперт в области развития регионов, профессор МГУ Наталья Зубаревич раскритиковала облик Екатеринбурга и сравнила его с Казанью, заявила о диком росте цен на новостройки в городе, а также рассказала, что будет с уральскими военными заводами после СВО. Излагаем основные тезисы звездного специалиста от первого лица.
Про облик Екатеринбурга и его экономику
— Екатеринбург — современный город: современные гостиницы, торговые центры. Центральная часть города, правда, путем поджога нескольких кварталов деревянных исторических домов, изменилась. Вы были первые [среди регионов], но сейчас Казань вас опережает, у нее больше денег. Власти Екатеринбурга — единая команда, а у Казани — с элементами феодализма: бабай сказал так, и пошли делать. Уральцы так не живут.
Екатеринбург не во всех своих местах чудо градостроительства, ну только вот то, что вокруг пруда, сделано хорошо.
Почему денег сейчас не так много? Потому что крупный бизнес уже застолбил за собой разные сервисы, гостиницы построены, спрос в них, наверное, удовлетворен. Значит, нет такой большой перспективы. Куда пошел сейчас крупный уральский бизнес? В агросектор! Острая фаза инвестиций в город уже утрачена.
Про недвижимость и цены на жилье
— В жилищке у вас уже сидят некрупные олигархи. Хотя Пумпянский и построил кампус УрФУ, но и помимо олигархов у вас есть довольно немаленький девелоперский бизнес неолигархического происхождения. Сейчас у него начнутся проблемы.
Ввод жилья с января по сентябрь — рост на 80%, а в целом по стране — только на 1,6%. Вы еще в плюсе. Но цены на жилье у вас на первичке выросли почти в два раза сильнее, чем в среднем по стране. 12% рост цен. А деньги есть в регионе? ВПК фурычит?
Поэтому жилищный рынок претерпит период турбулентности. Но по большому счету, он никуда не денется.
Средние и маленькие городки никуда не денутся как доноры населения для Екатеринбурга. Потом, глядишь, Нижний Тагил поедет. Верхняя Пышма, Первоуральск — это уже черта города. Подпитка огромного региона для Екатеринбурга важна, потому что эти люди создают спрос на услуги, жилье. Это ресурс области еще не маленький. Вы будете жить и развиваться, неважно, какой бы ни была фамилия мэра или губернатора.
Что будет с военными заводами после СВО
— Какая конверсия, я вас умоляю. Они денег считать не умеют. Конверсия — это когда вы производите дешевле, чем можете продать.
Что будет? Военная программа не свернется, потому что арсеналы будут пустые, их надо будет пополнять. Как минимум еще два-три года деньги на оборонку будут выделяться. Никакого постсоветского «оп — и денег нету» не будет, если не случится какой-то адский форс-мажор.
Даже после завершения острой фазы деньги оборонке будут выделяться, просто будет поэтапно и потихоньку: сейчас три смены, будет две, потом потихоньку, глядишь — и одна.
Зарплаты рабочим, скорее всего, снижать не будут, но их могут перестать индексировать, а инфляция-то немаленькая.
Средний возраст работников на этих заводах — плюс-минус 50 лет, они уйдут на пенсию. И это всё будет рассасываться, но постепенно, и Уралвагонзавод вернется к выпуску гражданской продукции. Я очень сильно хочу дожить до этого. Как в конце нулевых, перед кризисом, 80% его продукции были вагоны, в отличие от нынешних времен.
Вот это и будет их конверсия. Тем, кто делает галимые стрелялки и ракеты, не во что конвертироваться. Те, кто уже попробовал себя в гражданке, смогут перестроиться: у них есть опыт, компетенции, финансовые в том числе. Потому что оборонка это не про доход, а про освоение государственного бюджета.
Ранее мы рассказывали, что в Екатеринбурге рухнули продажи квартир в новостройках. При этом немного снизилась и стоимость квадратного метра. Ранее мы разбирались, что сейчас происходит с ипотекой и реально ли купить квартиру.
Наталья Зубаревич стала участницей форума «Города России», который проходил в Екатеринбурге 14 и 15 ноября. Также на этом форуме обсуждали взлет интернет-торговли и упадок офлайн-магазинов, а свердловский министр объяснил, почему рост тарифов ЖКХ — это хорошо.