Экономика проблема Брошенные поезда: РЖД перестала доставлять контейнеры по России — из-за этого будут дорожать бытовые товары

Брошенные поезда: РЖД перестала доставлять контейнеры по России — из-за этого будут дорожать бытовые товары

В транспортных компаниях говорят о подорожании перевозок в два раза, перевозчики пожаловались президенту

Представители отрасли опасаются роста цен на товары

Компании, занимающиеся перевозкой грузов по России, заявили, что последние несколько месяцев не могут пользоваться услугами РЖД: организация не выделяет контейнеры для отправлений. Сотни тонн грузов ожидают отправки, а тем временем перевозки подорожали почти в два раза. Возмущенные представители компаний уже обратились в администрацию президента с просьбой решить их проблему. Как ситуация отразится на обычных россиянах и почему это произошло — в материале наших новосибирских коллег из NGS.RU.

Перевозки на стопе

Транспортные компании, занимающиеся доставкой грузов, столкнулись с трудностями при контейнерных перевозках. По словам собеседников NGS.RU из числа перевозчиков, АО «Российские железные дороги» (РЖД) отказывается предоставлять контейнеры для транспортировки товаров. Компании обратили внимание на это в начале марта.

— До весны этого года всё складывалось прекрасно, клиенты ездили и железными дорогами. Сейчас РЖД устроила такую штуку: в силу загруженности они отказались возить коммерческие грузы. При этом неважно, что это — предметы первой необходимости или еще что-то. Они завозят уголь, импорт, но не коммерческие грузы. Например, контейнер одного из наших клиентов встал в марте и до сих пор стоит на Клещихе, его в сторону Якутии даже не планируют грузить, — рассказывает менеджер отдела развития и перевозок одной из транспортных компаний Роман.

Компания Романа выступает посредником между производителем товара и его конечным потребителем. Основные направления организации — Новосибирск — Якутск и Москва — Якутск. Железнодорожные контейнерные перевозки всегда пользовались высоким спросом из-за их относительно невысокой стоимости: например, отправка сборного груза поездом обойдется в 20 рублей за килограмм, а автомобилем — не меньше 45 рублей.

— Мы возим по всей России, в Якутске есть свой терминал. Возим все категории грузов, кроме опасных — это топливо, взрывчатка и другое. Мы пытаемся как-то сгладить ситуацию, то есть привлечь клиентов: например, проводим снижение цены. Но при этом мы практически ездим себе в убыток. Всё это происходит потому, что люди не могут себе позволить такие перевозки. Грубо говоря, с нами сейчас начинают ездить те, у кого прямо горят сроки, — объясняет Роман.

По словам собеседника, трудности возникли не только у сибирских компаний, но и у перевозчиков по всей стране.

— Мы пишем письма, обращения в адрес РЖД, но они никаким образом не реагируют на нас. Говорят: «Мы не можем загрузить наш контейнер, потому что у нас нет поездов». Выделят раз в месяц один поезд на двадцать вагонов, но это очень мало, понимаете? — сокрушается он.

Чем это грозит?

Еще несколько месяцев назад транспортные компании отправляли грузы по железной дороге. Альтернатива в виде грузовиков дороже в два раза

Собеседник NGS.RU из числа представителей рынка грузоперевозок говорит, что изменения напрямую могут повлиять не только на бизнес, но и на простых граждан. Стоимость некоторых товаров в регионах может повыситься из-за резко подорожавшей транспортировки, считает эксперт.

— Представьте, что мы повезем куда-нибудь килограмм мяса. Если отправим РЖД, то стоить он будет примерно 350 рублей, плюс 20 рублей за килограмм за сборку. Получается, 300 рублей стоит килограмм мяса, отправка в рефрижераторе — еще 50 рублей. А если мы отправим его фурой, то стоить оно будет уже примерно 800 рублей за килограмм, — объясняет он. — Ситуация точно будет влиять на рост цен, потому что люди просто физически не могут завезти товары в некоторые регионы.

Другая сторона, которая может потерпеть убытки, — участники рынка госзакупок. По данным специалиста, уже сейчас предприниматели попадают в ситуацию, когда не по своей вине не могут исполнить условия государственных контрактов.

— На «Госзакупках» есть очень много несостоявшихся контрактов, потому что физически невозможно привезти товар. По условиям стоимость контракта — миллион рублей, например, но в него люди не укладываются, потому что стоить это теперь будет около двух миллионов. В результате контракты срываются, — говорит собеседник NGS.RU. — Есть у меня клиент, возит энергоблоки из Санкт-Петербурга до Якутска. Он выиграл тендер на поставку оборудования на полтора миллиона, но сейчас не попадает по условиям, потому что весной цена была одна, а сейчас другая.

Сложности с исполнением условий госконтрактов могут привести к риску внесения предпринимателей в реестр недобросовестных поставщиков, предупредил эксперт.

Представители транспортных компаний, не дождавшись разъяснений от РЖД, направили коллективное обращение в администрацию президента России. Ответа пока не поступило.

Что происходит?

Тонны грузов остаются на сортировочных станциях на неопределенный срок

О грядущих проблемах с железнодорожными перевозками коммерческих грузов стало известно еще в начале года. Профильное издание Infranews, освещающее ситуацию на рынке грузоперевозок, в феврале сообщило, что на сети РЖД с января отстранен от движения 201 контейнерный поезд.

Глава Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергей Мальцев тогда обратился в РЖД и заявил, что количество «брошенных» поездов превысило показатель прошлого года в семь раз. Мальцев озвучил ту же проблему, что и собеседники NGS.RU: РЖД приняла поезда к перевозке, но некоторые из них остановили. Председатель ЕСП потребовал «принять срочные меры по подъему отставленных контейнерных поездов».

В Евразийском Союзе участников железнодорожных грузовых перевозок NGS.RU рассказали о необходимых мерах поддержки контейнерных перевозок. Речь идет, в частности, о возобновлении дополнительных контейнерных поездов на Дальний Восток. В 2023 году по указанию президента России в восточном направлении организовали 22 таких поезда, что позволило значительно разгрузить порты региона и обеспечить вывоз импортных контейнеров, сообщил исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков.

С прекращением этой меры в 2024 году объемы перевозок на Восток сократились на 20%, отметил собеседник. По его словам, дефицит инфраструктуры в восточном направлении усугубил дисбаланс грузопотоков между экспортом на восток и импортом на запад.

— Это привело к накоплению порожних контейнеров в европейской части России, тогда как сибирские грузоотправители испытывают нехватку контейнеров для экспорта. Для нормализации ситуации было бы правильно возобновить меру по отправке 22 контейнерных поездов на восток в 2024 году, — считает Сергей Авсейков.

Согласно отчету ЕСП за 2023 год, рынок контейнерных железнодорожных перевозок в России в 2024 году может вырасти на 10–11%. При отсутствии инфраструктурных ограничений грузовая база контейнерных перевозок на Восточном полигоне могла бы увеличиться до 32,7 миллиона тонн в 2024 году по сравнению с 23,7 миллиона тонн в 2023 году (+38%).

Для обеспечения этого прироста потребуется 36 контейнерных поездов в сутки. Прогнозируемый рост грузовой базы к 2035 году составляет 48,9 миллиона тонн, что потребует 52 контейнерных поезда в сутки, заключил Сергей Авсейков.

NGS.RU направил запрос в РЖД с просьбой прокомментировать ситуацию. К моменту публикации ответ еще не поступил.

Ранее стало известно, что дальнобойщиков России может коснуться новая реформа — мы узнали, как возможные изменения скажутся на грузоперевозках.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY4
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY24
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
98
Читать все комментарии
Форумы
ТОП 5
Мнение
Хорошо, что голыми не бегали. Главред E1.RU — о самых громких событиях недели в Екатеринбурге
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Мнение
Никто не хочет получать сотни тысяч рублей? Разбираемся с кадровым экспертом, почему не хватает айтишников
Ольга Новгородова
HR-директор
Мнение
«Похоже на потревоженный улей»: в Турции начались погромы. Опасно ли там находиться россиянам
Анна Голубницкая
внештатный корреспондент Городских порталов
Мнение
Стоит ли бояться мяукающих детей? Врач рассказала, как новые субкультуры влияют на психику
Светлана Хабарова
детский психиатр
Рекомендуем
Знакомства
Объявления