В последнее время в России наблюдается рост цен на бензин. Согласно данным газеты «Коммерсантъ», в январе-феврале 2024 года российские нефтекомпании снизили его экспорт более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом поставки бензина на внутренний рынок за первые 13 дней февраля оказались на 15% меньше запланированного Минэнерго уровня. 22 февраля 2024 года цены на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) поднялись до максимальных с октября значений. В частности, стоимость АИ-95 выросла до 57 096 за тонну, АИ-92 — до 48 926 рублей за тонну.
Чтобы выяснить основные причины роста цен на бензин и определить дальнейшую ценовую динамику, мы обратились к экономистам. Рассказываем, к чему стоит готовиться россиянам.
Почему бензин дорожает?
Одной из причин текущего повышения цен стал рост потребления бензина на внутреннем рынке при ограниченных мощностях российских НПЗ, считает экономист, профессор кафедры финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков.
— Есть две возможных причины роста цен. Первая — ограниченность самого ресурса, в данном случае бензина, — рассказал эксперт в разговоре с нашими коллегами из MSK1.RU. — Его нет просто, а спрос на него растет, даже внутри, поэтому цена растет. Второй вариант: может присутствовать некий сговор, но это маловероятно. Других вариантов, кроме того, что внутренний спрос растет, а в целом ресурс ограниченный, у меня нет. Мощности НПЗ не резиновые. Когда ограничен ресурс какой-то, а спрос у него растет, то возможно повышение цен.
Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович также указывает на проблемы в работе нефтеперерабатывающих заводов. Он отмечает, что в ближайшее время государство вряд ли допустит ощутимый для населения рост цен.
— Если растет цена на переработку нефти, значит, какие-то проблемы у НПЗ. Может быть, кто-то встал на ремонт, может быть, что-то происходит внутри НПЗ. Стоит понимать, что бензин — это социальный продукт, и государство вряд ли отпустит цены вверх, — заявил он нашему корреспонденту. — Тем более перед выборами это маловероятно. Наверняка как-то просубсидируют эту ситуацию до тех пор, пока не выяснят причины и не устранят это повышение. Плюс ФАС должна посмотреть, что там происходит.
Заместитель директора топливной компании «ГЭЙНФУЛ» Анастасия Бунина отмечает, что на ситуацию повлияла остановка одной из установок на НПЗ «Лукойл» в Нижегородской области. Также сказались последствия атаки дронов на нефтеперерабатывающие заводы на юге России.
— Рост оптовых цен действительно заметен, но надо учитывать несколько факторов. Первое — остановка одной установки каталитического крекинга на заводе в Кстово в Нижегородской области. Пусть и не ключевую, но роль он играл как поставщик топлива в центральных регионах, — объяснила специалист. — Есть определенного рода снижение, которое не сильно играет роль с точки зрения обеспечения потребностей внутреннего рынка, но это сопутствующий фактор. Второе — атака дронов на южные заводы. В основном их продукция шла на экспорт, но тем не менее есть определенные спады в производстве.
Еще одним ключевым фактором, по словам Буниной, стал рост цен на российскую нефть.
— URALS выросла в феврале до достаточно существенных показателей в пересчете на российские рубли на 18%. Эта ситуация абсолютно благоприятно влияет на экономическую составляющую для российского бюджета, — добавила она. — Но так как у нас существует прямая корреляция стоимости на мировом рынке со стоимостью на внутрироссийском рынке, то при удорожании стоимости нефти на мировом рынке у нас внутри России будет происходить повышение оптовых цен.
К чему это приведет?
К концу лета или началу осени стоимость дизельного топлива установится на уровне 65 рублей, считает Анастасия Бунина. При этом цена будет расти постепенно.
— Прогнозы, которые мной давались ранее относительно того, что цена не перешагнет 64 рубля за один литр дизельного топлива, в принципе, на сегодняшний день оправданы. Нужно уточнить, что до конца марта будут предприниматься все возможные допустимые меры государственного регулирования для того, чтобы конечный потребитель не заметил разницы, не заметил роста стоимости дизельного топлива и бензина на бензоколонке, но дальше внутриполитический фактор сыграет, безусловно, свою роль, — рассказала она. — Кроме того, начнутся посевные работы. Дизельное топливо должно в обязательном порядке подорожать. Думаю, что до 65–65,3 рубля за литр. Скорее всего, цифра установится где-то к концу лета или сентябрю текущего года. Она будет повышаться до этого значения, но не резко: людей будут постепенно, шаг за шагом увеличивая стоимость, готовить к этой цифре.
Если цена на бензин действительно продолжит расти, россиянам стоит приготовиться к очередному скачку цен, считает Юрий Юденков.
— В случае роста цены ресурса возрастают все конечные производные. То есть дорожает логистика и в конечном итоге сам продукт. Если это произойдет, то следует ожидать и повышения цен. Вероятность этого очень высокая, — объяснил эксперт.
Одной из мер по стабилизации стоимости топлива может стать повторный запрет экспорта бензина, рассказал Георгий Остапчук.
— Может быть, применят известную формулу ограничений экспорта. Она всегда, в общем-то, срабатывает, если ограничивается экспорт. Но это не лучший вариант. Вы ограничиваете экспорт, значит, вы ограничиваете поступление валюты в страну, вы ограничиваете доходность нефтяников. Это крайняя мера. Может быть, обойдется без этого, — заключил экономист.
Ранее Волгоград подвергся удару с воздуха. По официальным сообщениям властей, над регионом было сбито два вражеских БПЛА. Один из них попал в нефтеперерабатывающий завод, что спровоцировало оглушительный взрыв, который слышали в радиусе 15 километров, а затем крупный пожар.
Что еще почитать
«Нефть добывается в космических условиях». Что происходит с ценами на бензин в России и почему он такой дорогой;
что случилось с российской экономикой, почему всё дорожает и как быть со сбережениями? Отвечаем в карточках;
«Россия продала нефть и газ за резаную бумагу». Экономисты — о том, как индийская валюта повлияла на падение рубля;
ливанская Zara и белорусская IKEA. Какие бренды ушли из России и чем их заменили;
останемся без пива и газировок? Экономисты рассказали, что будет после роста цен на алюминиевые банки.