В 2023 году свердловчане 360 раз пожаловались на банки, микрофинансовые организации и страховые компании, которые навязали им дополнительные платные услуги. Разбираемся, как понять, что вам втюхивают лишнее, и как от этого отказаться.
Какие услуги нам навязывают чаще всего
Как рассказали E1.RU в пресс-службе Уральского ГУ Банка России, чаще всего свердловчанам навязывали услуги страхования, хотя требовать можно только страхование недвижимости при оформлении ипотеки, в остальных случаях от страховок можно отказаться.
Этого, видимо, не знал свердловчанин К. Он взял в банке потребительский кредит на 200 тысяч рублей, вместе с которым ему оформили страховку на 68 тысяч — она была включена в сумму кредита.
Также клиентам — не только в Свердловской области, но и по всей стране — настойчиво предлагали юридические консультации, проверки кредитного рейтинга, услуги «Помощь на дороге» для автомобилистов, платные курсы финграмотности и услуги консультаций по финансовым вопросам. Однажды вместе с автокредитом заемщик купил флешку с советами бывалых автомобилистов за 147 тысяч рублей. А еще в жалобах встречались случаи, когда организации микрозаймов навязывали клиентам услуги астролога и ветеринара.
Как отказаться от лишних услуг
С 21 января действуют поправки к закону, направленные против навязывания платных услуг при оформлении кредитов или займов. Увеличен так называемый период охлаждения, в течение которого можно отказаться от навязанных опций. Ранее он составлял 14 календарных дней, а теперь — 30.
Это значит, что если в течение месяца после подписания договора вы поняли, что вместе с кредитом взяли лишнее, то можно написать заявление в банк и потребовать вернуть деньги. Банк обязан сделать это, даже если третье лицо, например страховая компания, отказывается от возврата. Если вам не возвращают их, нужно пожаловаться в Банк России.
Кроме того, теперь после оформления договора кредитор обязан направить клиенту уведомление с перечнем услуг, на которые он дал согласие, и указанием срока для отказа.
Отказаться от дополнительной услуги можно и во время подписания документов. Правда, это может повлиять на условия договора или банк может вовсе отказать в займе.
Обратите внимание на полную стоимость кредита. Это число указывается в правом верхнем углу договора. Если вы видите, что оно отличается от той ставки, на которую вы рассчитывали, значит, в договор включены какие-то дополнительные услуги.
— Сами по себе дополнительные услуги могут быть полезными для заемщика. Например, страхование на случай болезни может помочь в ситуации, когда клиент становится временно нетрудоспособен. Но выбор и приобретение таких услуг должны быть осознанными. Заемщик сам должен решить, какие услуги ему нужны, — пояснила начальник отдела финансовой грамотности Уральского ГУ Банка России Наталья Ковалева.
В 2022 году уральцы чаще жаловались на навязанные услуги, от них поступило 449 жалоб.
Ранее мы рассказывали, как екатеринбурженке вместе с Audi в автосалоне продали инструкцию к снегоходу за 300 тысяч, который она даже не думала покупать. Деньги удалось вернуть только через суд. А еще почитайте, как уралец получил дикий кредит при обращении в автосалон: к цене «на витрине» прибавили стоимость допуслуги «Помощь на дороге».