Одна из обсуждаемых новостей последних недель в России — стремительный рост цен на яйца и куриное мясо. Долгое время курятина считалась самым доступным, дешевым продуктом, источником животного белка.
При этом, согласно отчетам и официальным заявлениям чиновников, с сельским хозяйством дела у нас в стране обстоят хорошо. В качестве примера приводят цифры по рекордному урожаю и успешному экспорту зерновых — основе комбикорма, который используют в животноводстве и птицеводстве. Почему, несмотря на рекордные урожаи и успешный экспорт, цены на продукты растут и что с ними будет дальше? На эти проблемные темы мы поговорили с нашими постоянными экспертами. Леонид Холод — экономист, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия России. Василий Мельниченко — руководитель крестьянского хозяйства в Камышловском районе, общественный деятель и участник аграрных форумов.
«Хвастались: у нас хотя бы курица дешевая»
Хозяйство Василия Мельниченко производит овощи и зерновые. Когда-то специализировались и на свинине, но от свиноводства пришлось отказаться: в небольшом подворье содержать животных было нерентабельно.
— Длительное время мы хвастались, что вот, у нас хотя бы курица дешевая, но когда-нибудь это должно было кончиться. Должно было всё стать дорого, а то как-то выбивалась кура. Обиделось куриное мясо: мы тоже не хуже, — иронизирует Василий Мельниченко. — А если серьезно, я бы не придавал этому очередному повышению особого значения по одной простой причине: у нас всегда всё дорожало и дорожает. Дешевеет у нас часто рубль, согласно этому и дорожают продукты. Заметьте, когда он обваливается, уже говорят: ждите повышения цен на продукты, уже независимо от того, где будет дальше этот рубль. Подорожало всё: ГСМ, ЖКХ, банковские услуги. Всё взаимосвязано.
При этом рекордные урожаи пшеницы не влияют на стоимость того же комбикорма, а значит, и на конечный продукт — куриное мясо.
— Да, лишнее зерно есть, производим его много, но комбикорма дорогие. На цену хлеба производство зерна никак не влияет: она растет, хотя и незначительно. Просто часть проданной пшеницы — из новых территорий (они ближе к портовым городам, и оттуда легче экспортировать). Российское зерно частично остается невостребованным [внутри], поэтому цены на зерно рушатся ниже себестоимости, — поясняет фермер. — В 2021 году комбикормовые заводы покупали зерно по 16–18 тысяч рублей за тонну, продавали комбикорм за 25–30 тысяч рублей за тонну. А в 2022 году цена на зерно рухнула, комбикормовые заводы покупали его по 7–8 тысяч рублей за тонну. В Сибири, откуда до моря пшеницу не довезешь, себестоимость зерна — 13–17 тысяч за тонну, а продают по 6–7. При этом цена комбикорма не упала. У производителей аргумент: мол, поднялись цены на все составляющие, электроэнергию, ГСМ, но они и для нас, крестьян, поднялись. Но пропорционально-то у нас не поднялась цена на зерно. Естественно, животноводство тоже дорожает, и куриное мясо, и яйцо.
Сейчас яйца подорожали до мирового уровня. Уральский фермер уверен, что никакого снижения цены теперь уже не будет.
— Да, вышли на уровень мировых цен: в каких-то странах дешевле, где-то дороже, — комментирует этот момент Василий Мельниченко. — Но обратите внимание на наш низкий уровень зарплат. Даже в Китае зарплаты стали значительно выше, а продукты питания ненамного дороже, чем у нас. Точно так же, если мы возьмем другие страны. Если будем считать, что десяток яиц, к примеру, в США стоит два доллара, а у нас сейчас цены поднялись до 130–140 рублей (это полтора доллара), но средняя зарплата американского работника в любой сфере в несколько раз больше. Всё это есть в открытых данных. Дальнобойщик там получает около 10 тысяч долларов, у кого из нас такие зарплаты? (по информации из открытых источников американские дальнобойщики зарабатывают около 4–5 тысяч долларов в месяц, но могут и больше в зависимости от Штата. — Прим. ред.).
«Голода, конечно, у нас не будет. Но все-таки хотелось бы, чтобы наше правительство смотрело на несколько дней вперед, принимая решения»
Производим свое — зависим от валюты?
— Когда говорят, что курс доллара ни на что не влияет, это не так. Влияет. Часть затрат на производство российской продукции — валютная, — поясняет еще один наш эксперт, доктор экономических наук Леонид Холод.
В России работают сотни птицефабрик, свиноводческих и животноводческих комплексов (например, только в Свердловской области не меньше десяти птицефабрик). Многие не понимают, как так: производим всё свое, но зависим от валюты.
— Часть мяса у нас завозная. Нашего производства не хватает для удовлетворения даже поникшего спроса на рынке говядины. Что касается птицеводства или свиноводства — да, казалось бы, они отечественные, но проблема вот в чем: племенное яйцо, которое используется в нашем птицеводстве — импортное, в основном европейское. Эта зависимость, на мой взгляд, совершенно неправильна. Сейчас изо всех сил нужно грести в другую сторону, создавать свои производства и тиражирование племенного яйца, а также других генетических материалов для животноводства. Свиноводы, например, тоже сильно зависят от импорта генетического материала и технологий. При этом я не считаю, что самоцелью должно быть полное самообеспечение в духе чучхе (северокорейская идеология, которая провозглашает самодостаточность нации, но приводит к изолированности. — Прим. ред.). Есть свои преимущества в том, чтобы участвовать в мировом рынке труда.
«Но, конечно, технологически зависеть от окружающих стран нехорошо — в технике, племенных яйцах, семенах, генетических материалах»
Получается, что у нас некое сборочное производство, как отверточная сборка автомобилей. Просто использование российских территорий и частично российских рук, потому что труд механизированный, а он также часто бывает импортным, — считает ученый. — Поэтому, безусловно, технологическую зависимость нужно уменьшать, это задача времени, и пытаться без фанатизма, в приличных объемах производить то, что мы производим. До максимального уровня наращивать производство говядины, молока.
Кстати, еще один момент зависимости от импорта — это кормовые добавки, премиксы. Витаминно-минеральные комплексы регулируют усвояемость корма и улучшают конверсию, то есть эффективность производства. И если комбикорма у нас отечественные, то премиксы импортные, в том числе из Европы.
— Так же и с оборудованием на современных птицефабриках и свинокомплексах. Если это не грязные бараки с мухами, а современные роботизированные предприятия, в них будет достаточно большая валютная составляющая производства, а она, естественно, дорожает. Это подорожание докатилось до рынка как оптового, так и розничного, — объясняет Леонид Холод. — В этом я вижу причину для роста цен на животноводческую продукцию. Это помимо того, что подорожали такие элементы себестоимости, как например, электроэнергия и зарплата сотрудникам.
«Инфляция издержек копится-копится, а потом начинает прорываться»
Продукты под санкции не попадают, но…
Повышение цен на сезонную продукцию было ожидаемо и объяснимо.
— Помидоры были грунтовые, потом настала пора тепличных, это первый этап подорожания. А сейчас у тепличных овощей темная пора. Декабрь, январь и часть февраля — самые маленькие урожаи. Уменьшение предложения ведет к повышению цен. Так бывает каждый год: меняется базовый уровень цен, а дальше идет обычная динамика. На продовольственный рынок овощей и фруктов и их цены влияет смена географии поставок. Если еще недавно к нам завозили яблоки, груши, сливы из Центральной Азии (это относительно недалеко), то сейчас часть продукции начинает поступать из Африки и Латинской Америки.
«Другая логистика, с учетом вторичных, десятиричных и прямых санкций, выходит затратной»
Одно из подорожаний последних дней — бананы. Цена за килограмм этого фрукта в магазинах, по данным Росстата, впервые превысила 143 рубля. В сравнении с октябрем 2022 года этот показатель вырос на 90%, а в сравнении с тем же периодом 2021 года — почти на 120%.
— Бананы подорожали по двум причинам. Одна из них — валютный курс. Ситуация на валютном рынке достаточно нестабильная, торговцы закладывают в цену риски не на сегодняшний день, а с учетом возможного повышения, — рассуждает экономист. — Как видите, курс поднялся опять; получается, эта тактика для них спасительная. И, кстати, этот момент также ведет к удорожанию тех продуктов, которые употребляются на Новый год: бананов, ананасов, привезенных издалека апельсинов, груш, слив.
Еще одна причина, поясняет эксперт, в сложностях с доставкой. Это отчасти связано с санкциями, хотя сельхозпродукция, продовольствие и всё, что связано с его производством, под запреты не попадают.
— Также без санкций продается и везется наше зерно, — поясняет Леонид Холод. — Но проблема в другом: люди запуганы угрозой санкций. Оказаться под санкциями — это разорение. Еще действуют добровольные санкции.
Отчасти это и стало причиной того, что взлетели цены на бананы, которые еще недавно считались дешевым и доступным продуктом.
— Бананы, полученные из Центральной Америки, везли гигантскими банановозами в сотни тысяч тонн. Как было раньше: судно приходило в Нидерланды, там на бирже всё расторговывалось по покупателям-юрлицам, которые везли товар в свои страны. Потом Роттердам (один из крупнейших по грузообороту порт в мире) объявил, что не будет работать с Россией. И что делать? Начинается покупка через кого-то, усложняется логистика. Это самосанкции, они также влияют, — говорит ученый.
Готовы покупать яйца за 250 рублей?
— Конечно, очень бы хотелось, чтобы рост цен и вообще продовольственная инфляция не сильно превышала общую, — резюмирует эксперт. — Хотя, по законам экономики, это так или иначе происходит. Это товары первой необходимости, от которых человек не может отказаться. Это общий закон. Но к нему подмешиваются, усугубляя ситуацию, дополнительные факторы, например валютные и сезонные.
В первую очередь, как объясняет наш собеседник, динамика цен зависит от поведения потребителей: например, готовы ли люди покупать яйца за 250 рублей или откажутся от них в пользу другого товара?
При этом экономист уверен, что избавиться от большого количества нераспроданной (из-за высоких цен) продукции, отправляя ее на экспорт в тот же Китай, не самый подходящий вариант. Экспорт яиц есть и сейчас, но он незначителен. К тому же китайцы тоже не готовы покупать по высоким ценам и хотят подешевле. Плюс есть сложности в логистике. Это достаточно сложный и рискованный в доставке продукт, он быстро портится, не выдерживает мороза.
Вообще гарантированного прогноза, насколько стремительно будут расти цены, дать не может ни один специалист. В данный момент можно лишь наверняка сказать, что очередного повышения цен стоит ожидать в ближайшие предпраздничные дни.
— К Новому году усиливается спрос, потому что независимо от платежеспособности люди с разным уровнем доходов закладывают в семейный бюджет деньги на праздники. Влияют длинные выходные. В рабочие дни большинство обедают на работе, к примеру, в столовых на предприятиях. В условиях длинных выходных увеличиваются закупки в магазинах, продуктовая корзина дорожает. Это обычные рыночные законы: возрастает спрос как на деликатесные товары, так и на повседневные продукты, те же яйца.
«По законам рыночной экономики, когда повышается спрос, повышается и цена»
Ученый предположил, что предпраздничное удорожание может быть в пределах 5–10 процентов. К примеру, в прошлом году оно составило 10 процентов.
— Повторю: первое, от чего зависит повышение, — от спроса, то есть от того, что будет делать в этой ситуации покупатель. Что будет с доходами людей ближе к Новому году, будут ли им платить премии, в каких отраслях, в каких регионах и так далее.
Прочитайте также подробный разбор с экономистом того, в чем мы зависим от импорта и почему невозможно повторение ситуации 80-х, с талонами, дефицитом и пустыми полками.
А еще мы обсудили с фермерами то, как тяжело работать в условиях санкций, когда во многом мы зависим от импорта. Кстати, одним из наших собеседников тогда был также Василий Мельниченко. Он предположил, что могут настать такие времена, когда горожане начнут выращивать кур на балконах.