В Свердловской области банки стали реже навязывать клиентам ненужные услуги. По крайней мере, жалоб на это стало меньше на 20% — это данные Уральского управления Банка России. Там отмечают, что чаще всего свердловчанам предлагают купить страховки, СМС-информирование или «улучшение кредитной истории» во время подписания кредитного договора.
Можно ли отказаться от таких предложений и что делать, если банк грозит из-за этого поднять ставку, в своей колонке на E1.RU рассказал юрист компании «Бенефактум» Денис Валдеев.
«Люди не смотрят, что подписывают»
Чаще всего страховки навязывают в момент заключения кредитного договора. Самая стандартная ситуация: человек приходит в банк, ему предлагают подписать кредитный договор и поставить подписи в пяти-шести местах. Зачастую люди даже не смотрят, что они подписывают, но те, кто заинтересовался, могут увидеть, что им предлагают застраховать свою жизнь или здоровье.
В данном случае следует понимать, что страхование жизни и здоровья является добровольным с точки зрения закона.
«Никто не может вас обязать заключить договор страхования»
Но при этом чаще всего кредитные договоры содержат такое требование. Например, если речь идет о заключении договора ипотеки, банки поступают достаточно хитро. Они прописывают, что, если заемщик подписывает договор страхования, то в этом случае процентная ставка у него будет пониженная, а если не подписывает договор страхования — в этом случае ставка идет повышенная.
В данной ситуации каждый должен определяться самостоятельно, хочет он платить по повышенной ставке или по пониженной. То есть банки в данном случае не нарушают условий, они просто предлагают два возможных варианта поведения.
Как спасает период охлаждения?
Есть ситуации, когда человек заключает договор о потребительском кредите и подписывается под тем, что присоединяется к программе комплексного страхования, даже не зная, что такая программа ему дает. А банк переводит вместе с кредитными средствами еще и денежные средства на оплату данной страховки. На этот случай у нас законодательство содержит такое понятие, как период охлаждения.
«С момента заключения договора личного страхования жизни или здоровья заемщик может в течение 14 календарных дней написать отказ от данной услуги»
Закон специально предусмотрел такое положение, чтобы обезопасить потребителей — у них есть 14 дней есть для того, чтобы подумать и принять для себя решение, необходимо это страхование либо нет.
Если кредитный договор предусматривает повышенную ставку в случае отсутствия договора личного страхования, то не удивляйтесь, что, если вы откажетесь от договора страхования, банк вам поднимет ставку. В данном случае банк действует строго в рамках заключенного договора, и это не является нарушением. По такому основанию в суд обращаться нет смысла.
Также возникают ситуации, когда, например, потребитель берет автокредит и, подписывая его, также выражает согласие на приобретение ряда ненужных дополнительных услуг, будь то юридическая помощь, помощь на дороге и так далее. Чаще всего автосалоны в последнее время навязывают данные услуги с достаточно длительной продолжительностью времени. У нас на практике имелся случай, когда договор о помощи на дороге был заключен на семь лет. В такой ситуации следует обратить внимание, что закон о защите прав потребителей у нас, во-первых, запрещает обуславливать приобретение одних услуг приобретением других, и, во-вторых, нельзя потребителю навязать какую-то услугу без его согласия.
Дополнительно стоит оговориться о том, что навязывание услуг у нас является административным правонарушением, и лицо, которое допускает нарушение прав потребителей, может ответить по Кодексу об административных правонарушениях. В нём предусмотрены штрафы для должностных лиц и, соответственно, для юридических лиц. Для защиты своих прав потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор или судебные органы.
Согласны с автором?
Ненужные страховки можно вернуть. А что с товарами, которые разочаровали после покупки? Пройдите полезный тест, чтобы узнать, что по закону можно вернуть в магазин, а что — нет.
Ранее мы рассказывали, как вернуть деньги за товар, если магазин неожиданно поднял цену, и может ли продавец просто отменить ваш заказ, когда товар стал дороже.