Впервые с февраля 2022 года курс доллара на Мосбирже упал до 64 рублей (а евро — до 67 рублей впервые с июня 2017 года)! Но пока некоторые радуются усилению национальной валюты и ждут, когда в магазинах снова всё подешевеет, финансовые аналитики бьют тревогу.
Разбираемся вместе с экспертами, почему такое укрепление рубля влетит нам же в копеечку.
Что происходит на рынке?
Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Константин Селянин уверен, что происходящее с российским рублем вполне закономерно в условиях ограничений со стороны Центрального банка. Самый жесткий запрет — это обязательство для экспортеров продавать не менее 80% валютной выручки в течение трех дней. Резидентам же и вовсе запретили проводить какие-либо операции (а они составляют треть рынка).
— Резко упал импорт в Россию; соответственно, спрос валюты упал, нет резидентов. Единственное — только выручка от экспорта не упала, а даже рекордно выросла в марте-апреле, — отмечает Константин Селянин. — Фактически сложилась ситуация, когда на рынке есть масса продавцов валют и им противостоит только Центральный банк, который сейчас может скупать валюту и пополнять золотовалютные резервы. Но даже это довольно опасно: а вдруг они будут арестованы?
«Рубль оказался чемпионом по итогам апреля, он укрепился на 11% — это лучший результат в мире»
Опасность в том, что курс сейчас определяют импортеры, а не Центробанк. И это видно по курсу, по которому товары продают поставщики и импортеры (у них он колеблется от 90 до 110 рублей за доллар). В Лондоне планируют открыть специальную площадку для торгов, поскольку данным Мосбиржи европейцы уже не доверяют.
— Установленный на новой площадке в Лондоне курс рубля, видимо, станет ориентиром для импортеров. Сейчас и они, и поставщики дезориентированы. Им не очень понятно, по какому курсу поставлять что-то в Россию, — добавил аналитик.
Менялы, как в 90-е, и безденежье
Первое негативное последствие укрепление рубля, по мнению Константина Селянина, — это возвращение валютных спекулянтов. Эксперт отметил, что менялы уже начали появляться у банков. Вторая и самая масштабная угроза — бюджет страны останется без денег. И вот почему:
— Слабый рубль выгоден российскому бюджету. За первый квартал этого года в бюджет поступили рекордные суммы отчасти из-за того, что выросли цены на наши ресурсы, и Россия довольно активно пытается их продавать в Азию, в Китай. Пока этот поток выручки значительный и с наполняемостью бюджета всё неплохо, но все понимают, что и Европа, и США, и, возможно, часть Юго-Восточной Азии откажутся от покупки российского сырья. Соответственно, будет сокращаться приток выручки.
«Валютная выручка конвертируется в рубли, из нее платятся налоги. Чем слабее рубль, тем больше этих денег поступит в бюджет»
С экономистом согласен и финансовый аналитик Виталий Калугин. Особенно укрепление рубля опасно в условиях, когда Центробанк прогнозирует кризис во втором-третьем кварталах 2022 года. Важно и то, что перестала расти цена на российскую нефть — значит, и на рост прибыли от продажи энергоресурсов рассчитывать не стоит.
— Бояться укрепления рубля надо бюджету, потому что от этого зависит поступление НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. — Прим. ред.) и прочих налогов на прибыль, которые нам приносят экспортеры, — объяснил аналитик. — Если бы курс был 75 рублей за доллар, то наш бюджет получил бы в этом году, наверное, еще полтора триллиона рублей сверху, и они не были бы лишними.
«Сейчас цена на нефть выше необходимых ориентиров. Учитывая, какие расходы надо будет нести на поддержку экономики, курс в 65 рублей — очень низкий»
С другой стороны, для обычных людей падение курса доллара выгодно. Цены на импортную бытовую технику, обувь, одежду и другие товары упадут вместе с ним, но не сразу, уверен Виталий Калугин. Для этого нужно подождать как минимум неделю.
Что будет дальше?
Если Центробанк снимет хотя бы часть ограничений, то российская валюта снова ослабнет и в бюджет поступит больше рублевой массы, полагает экономист Константин Селянин. Уже в конце апреля в ЦБ объявили, что ограничение по обязательной продаже валюты снизят до 50% для нефти и газа, а для прочих категорий и вовсе отменят. Продлят и сроки для продажи — с трех дней до трех месяцев.
— Если эти ограничения будут потихонечку сниматься, то, конечно, мы увидим падение рубля до каких-то более правдоподобных значений, — заявил экономист. — Сейчас ситуация, безусловно, искаженная, она не отражает настоящей рыночной ситуации. В условиях ограничений это закономерно, но баланс негативных и позитивных последствий (прежде всего имиджевых) — мол, в Багдаде всё спокойно, а российский рубль тверд, как никогда, — меняется. Уже становится понятно, что в сильном рубле больше минусов для бюджета России, нежели плюсов. Я считаю, что ограничения будут сниматься, а значит, мы увидим более слабый рубль.
До этого мы спросили аналитиков, может ли упасть стоимость доллара до 40 рублей (и какой нужен курс, чтобы россияне не остались без гроша в кармане). Вместе с экономистами изучили причины укрепления рубля, а также провели эксперимент: реально ли купить доллары в банках Екатеринбурга (спойлер: реально, но очень сложно).