На фоне военной спецоперации на Украине, последовавших за ней санкций и ухода ряда европейских брендов экономика России переживает не лучшие времена. С одной стороны, Всемирный банк ожидает, что по итогам года инфляция в стране разгонится до 22%, с другой — прямо сейчас существенно замедляется потребительский спрос.
Что ждет нас и наши магазины в ближайший год и что будет с продуктами — об этих перспективах мы поговорили с экономистами и специалистами в развитии ретейла.
Двойной удар по магазинам
По данным «Сбериндекса» на 10 апреля, потребительские расходы выросли на 8,6% по сравнению с началом апреля 2021 года, что за вычетом инфляции — порядка 16,7% в целом по РФ — означает только падение покупательской активности почти на 8%.
Самый большой рост сейчас в категории компьютеров и ПО — плюс 91,1%. Но, начиная с 27 марта, он стремительно упал до этих значений с 283,1%. Россияне тратят больше денег на продовольствие, а расходы на лекарства и бытовую технику, наоборот, упали на 5,8% и на 17,2% соответственно год к году.
И несмотря на кажущееся начало восстановления потребительского спроса, говорить об этом пока рано. После мартовского ажиотажа ретейл и потребительский рынок может ждать небывалое в новейшей истории России падение, говорят эксперты.
— Мы ожидаем, что во втором квартале этого года мы продемонстрируем худшую за всю современную историю России динамику потребительского рынка, — считает гендиректор агентства InfoLine Иван Федяков. — Будет ли оно ограничено только вторым кварталом, где мы легко можем получить падение оборота розничной торговли и в 20%, и сможем ли мы потом выйти на более позитивную кривую — не знаю. Зависит от сроков проведения военной спецоперации.
Во многом, по словам Федякова, ретейл может ждать «двойной удар»: высокая закредитованность населения (порядка 25 триллионов рублей долгов банкам и МФО) и падение доходов на фоне растущей инфляции. В России, по данным Росстата, она выросла до 16,7% март к марту, в Свердловской области — 16,05%. И если инфляция съедает часть доходов, то инструменты по рефинансированию уже не применишь из-за пока что высокой ставки по кредитам. А кредитные каникулы, как мы писали ранее, получить непросто. И распространяются они на некрупные кредиты.
— Это приведет к тому, что около 13–14 триллионов рублей (только тело кредита) нужно будет заплатить банкам. В ближайшие один-два года, — считает директор InfoLine. — А для справки: у нас всего оборот розничной торговли не сильно превышал 37–38 триллионов рублей за год. А тут 5–7% от этой суммы за ближайшие два года нужно будет не в магазинах оставить, а отдать банкам. Чаще всего это кредиты за уже ранее купленные товары. В итоге новые покупки будут ограничены падением доходов населения. А те деньги, которые у населения есть, нужно будет потратить на восполнение кредитных обязательств.
В том, что ретейл ждут проблемы в перспективе нескольких месяцев, согласен и президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. Во многом это может объясняться и изменением потребительской модели поведения в сторону «выживания».
— Скорее всего, это в обозримом будущем приведет к тому, что ряд магазинов — скорее, не сетевых, а малый бизнес — начнет закрываться, и их деятельность станет нерентабельной, — считает экономист.
Впрочем, снижение потребительского спроса уже сказывается на работе торговых центров. Как рассказал E1.RU сооснователь и директор по развитию Focus Technologies Алексей Князев, за март индекс посещаемости торговых центров Mall Index, который рассчитывает компания, снизился для ТРЦ Екатеринбурга на 11% по сравнению с мартом 2021 года. За первые 10 дней апреля он упал на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— Число посетителей в ТРЦ снижается как в связи с уходом ряда международных брендов, многие из которых являлись сильным фактором привлечения посетителей в ТЦ, так и в связи со снижением покупательской способности населения, — рассказал Князев. — Потребители после некоторого всплеска активности в начале марта и ожидаемого повышения цен в целом, совершив покупки, перешли сейчас к сберегательной модели поведения, сократив количество визитов в ТЦ.
Будем питаться всё хуже и хуже
Доля «треш-ретейла» — магазинов, которые продают по низким ценам то, что не успели реализовать торговые сети, будет расти и дальше. Тенденция к росту наметилась еще в пандемию. Так, один из крупнейших ретейлеров, X5 Retail Group, запустил в конце октября первые магазины-дискаунтеры «Чижик» в Москве и Балашихе.
— Еще в мирное время, осенью 2021 года, руководитель этого направления, бывший директор «Дикси» [Илья] Якубсон озвучил цифру: за два ближайших года открыть 3 тысячи «Чижиков», — рассказал директор InfoLine. — Чтобы вы понимали, в лучшие годы по тысяче «Пятерочек» открывали, но то в лучшие. Фактически уже тогда X5 принял судьбоносное решение, чтобы переориентироваться на развитие этого формата.
Из этих трех тысяч дискаунтеров X5 намерена открыть около 40 точек в Екатеринбурге, но их открытие снова перенесли — на этот раз до конца лета. Первые магазины могут открыться в Академическом, Уралмаше или на Широкой Речке. Площадь новых торговых точек будет не более 350–400 квадратных метров (для сравнения: у «Пятерочек» лимит в два-три раза больше).
Свои дискаунтеры стали открывать и другие крупные сети: «Магнит» (бренд «Моя цена»), «Лента» («365»). Развивался и треш-ретейл. Однако в условиях ажиотажа и общероссийских сейчас проблем с логистикой представители этого сегмента — сеть «Светофор» — испытывают проблемы.
— У «Светофора» сейчас большие проблемы. Такие магазины работали, когда был профицит товаров. Там продавалось то, что не успевало продаться в обычных магазинах, — считает Иван Федяков. — А когда и в обычных покупатели стали сметать всё подряд, то много чего до «Светофора» просто не доехало. Но потом, возможно, ситуация исправится в лучшую сторону просто по причине того, что спрос на такие магазины на фоне снизившихся доходов населения будет гарантированно высоким.
Он не исключает, что многие точки популярных торговых сетей могут быть переформатированы в дискаунтеры вроде «Чижиков» и «Моей цены».
Но гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что ретейл по большому счету просто будет выезжать за счет того, что начнет «кормить потребителя не гречкой, а гречневыми ошметками за те же деньги».
— Любой кризис в России — это усиление разрыва между более сытыми и менее сытыми. Не могу сказать между бедными и богатыми. Последних у нас очень мало, и в наших магазинах они не закупаются. И тем больше разрыв между этими сетями, — считает Дмитрий Журавлев. — Вопрос, насколько качественен будет дешевый товар, чтобы переманить средний класс к себе, — интересный вопрос. Всегда любая сеть решала проблемы за счет снижения качества товара. Она не становилась нерентабельной, просто потому что начинала продавать более дешевый товар. А зачем уходить? Будут продавать вместо гречки гречневые ошметки за те же деньги. И уходить не придется. И рентабельность сохранится.
Мы обратились с запросами в представительства сетей Fix Price, Familia, «Светофор», однако они проигнорировали запросы E1.RU. В пресс-службе X5 Retail Group пообещали предоставить комментарий позднее.
Мы уже ранее писали, как переживает кризис пищевая промышленность и что происходит с упаковкой, читайте об этом здесь. В то же время, несмотря на прошедший ажиотаж и укрепившийся рубль, продукты продолжают дорожать. Так, капуста стала стоить больше 130 рублей за килограмм. Взлетели цены и на мясо.