Продуктовый ретейлер «Магнит» расширил список товаров, которые можно купить не больше трех-пяти штук в одни руки. Похожим образом поступила и «Лента». Обе компании объясняют такие шаги борьбой с ажиотажем и спекуляцией, когда покупатели закупаются в магазине и продают потом подороже. Об этом корреспонденту E1.RU рассказали в пресс-службах ретейлеров.
В «Магните» заявили, что теперь за один раз нельзя купить больше трех пачек муки, соли, риса, трех бутылок подсолнечного масла, больше пяти тушек курицы и двух пачек подгузников. 10 марта в магазинах сети нельзя было купить больше пяти килограммов сахара, гречки и больше трех килограммов курицы. Этот запрет сохраняется.
Всё это компания связывает со «спекулятивным спросом»: якобы покупатели затариваются в магазинах мелким оптом, а затем перепродают эти продукты в маркетплейсах. Или покупают впрок без видимых на то причин.
Другой крупный ретейлер — «Лента» — ввел ограничения на товары бакалеи, средств индивидуальной гигиены (не конкретизируя перечень товаров), сахар. И тоже из-за спекулянтов.
— Эта вынужденная мера направлена на снижение рисков искусственного вымывания товара с полок, — объяснили в «Ленте». — В магазинах сети участились случаи, когда посетители приобретают явно завышенное количество товара, который впоследствии реализуется через другие каналы по ценам, значительно превышающим цены магазина. Поставки всех необходимых товаров осуществляются из распределительных центров в магазины ежедневно, объемы удовлетворяют текущий спрос. При этом клиенты сети могут сталкиваться с временным отсутствием необходимой им продукции.
Такой дефицит связан с высоким спросом из-за того, что цены на продукты начали постепенно расти. Сбить ажиотаж можно двумя путями, рассказал E1.RU российский экономист, президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. По его словам, либо цены поднимаются из-за высокого спроса, либо государство начинает их регулировать, что в худшем случае может привести к новому дефициту. И, возможно, введению талонов на еду.
— Если государство не будет регулировать цену, ажиотажный спрос быстро спадет. Но товар в магазине станет дороже. Потом он даже, может, и подешевеет, — считает экономист. — Если государство будет регулировать цены, то, как бы мы ни боролись со спекулянтами — многолетний опыт Советского Союза, период военного коммунизма, НЭПа и так далее, — чудес не бывает. Если цены регулируются и в какой-то момент расходятся с фактическим спросом и предложением, возникает дефицит. От этого мы никуда не денемся. Продукты на полках, может, и будут, но они либо будут стоить дороже, либо будут по талонам, карточкам. Распределительная система.
По словам эксперта, вполне вероятно, что Россия пойдет по сценарию «социального выравнивания» и регулирования цен. Тем более что прецеденты были: в конце 2020 года Минсельхоз, Минпромторг и ФАС обязали торговые сети заключить соглашения с производителями, чтобы снизить цены на сахар и подсолнечное масло. В декабре прошлого года Минпромторг заявлял, что не планирует больше заключать такие соглашения с ретейлерами. И если ФАС и Роспотребнадзор начнут следить за тем, чтобы ретейл не повышал цены на эти продукты, то товар вполне может исчезнуть с полок, считает Владимир Косой.
С начала военной операции на Украине и введения санкций против России национальная валюта стала резко падать, из-за чего растут цены. В том числе и на товары повседневного спроса. Это породило ажиотажный спрос на сахар и крупы. В магазинах Екатеринбурга найти сахар было почти невозможно. Либо он был, но с высокими ценами. Хотя на складах и у производителей его более чем достаточно. Об этом же заявили недавно и местные власти.
Кроме того, с полок магазинов стали пропадать прокладки и подгузники, из аптек — некоторые лекарства.