Экономика Спецоперация на Украине интервью «Куриц на балконах будем выращивать». Фермеры — о том, как накормить страну в условиях санкций

«Куриц на балконах будем выращивать». Фермеры — о том, как накормить страну в условиях санкций

Также они рассказали, можно ли избежать огромного скачка цен на продукты

Цены на молочную продукцию в магазинах стабильно растут, но сказывается ли это на доходах фермеров?

Восемь лет назад, после введения санкций и контрсанкций, наша страна взяла курс на импортозамещение. Сельскому хозяйству это было особенно нужно, потому что касалось жизненно важного: продовольственной безопасности страны. Сейчас санкции стали еще жестче. Сможем ли мы теперь прокормить себя? Есть ли риск продуктового дефицита? Не повторится ли дикая ситуация конца 80-х с талонами и очередями в продуктовые?

E1.RU подготовил серию публикаций о том, что теперь ждет разные отрасли сельского хозяйства. В этом материале — мнение не только нашего эксперта-экономиста, но и уральских аграриев. Мы поговорили именно с фермерами, потому что, в отличие от агрохолдингов, мелкий и средний бизнес сейчас более уязвим.

«Мы зажаты со всех сторон»

Ольга Скачкова — хозяйка молочной фермы в Верхотурье. Три года назад, после развала местного хозяйства они с мужем создали свою ферму. Собрать стартовый капитал помогла вся родня. Сегодня на ферме уже 70 коров — среднее крепкое хозяйство. Ольга выиграла государственный грант на поддержку фермерских хозяйств. Сейчас больной вопрос для нее — что делать с импортной техникой в хозяйстве.

— Пресс для сенокоса у нас итальянский, — говорит фермер. — Как его обслуживать? Запчасти мы не сможем купить.

Но в остальном хозяйство от западных поставок не зависит.

— Удобрениями мы не пользуемся. Корма закупаем местные, челябинские, — говорит Ольга.

Самый большой страх у нее как у владельца бизнеса — насколько поднимутся цены, в том числе на бензин и на солярку.

— Вот мы планировали купить в кредит легковой автомобиль для нашего хозяйства, за тем же комбикормом съездить. Но сейчас на кредит уже не рассчитываем, насколько поднимутся цены на машины, неизвестно, — поясняет фермер.

При этом аграрии, по ее словам, не смогут компенсировать свои затраты повышением цен на продукцию.

— Закупочные цены на молоко у нас не растут. Третий год мы его сдаем в молокоприемный пункт по 21 рублю за литр. От силы могут добавить копеек на 50, а в магазинах мы сами видим, как растут цены на молоко и молочную продукцию. Никаких прогнозов мы давать не можем. От нас мало что зависит, — сокрушается Ольга. — Отказаться от сдачи молока, требуя повышения цен? По условиям гранта я обязана сдавать молоко, выхода нет. Да и остальные (те, кто без грантов работает) тоже рады, что хотя бы по такой цене у них берут.

«Мы зажаты со всех сторон. И так нам на селе всегда было нелегко, а чего сейчас ждать — не знаем»

Фермеры рассказали, что третий год сдают молоко по 21 рублю за литр

«Фермеры жалуются: полный коллапс»

По последней информации, Правительство России выделило дополнительные 25 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для сельхозпроизводителей. Всего же на проведение посевной кампании, льготное кредитование и лизинг для аграриев планируется выделить из федерального бюджета 44 миллиарда рублей, сообщают «Ведомости».

— Да, Мишустин объявил, что мы будем поддерживать сельское хозяйство. Обещают, что дадут отсрочку по инвесткредитам. Но, опять же, пойдет в основном поддержка агрохолдингов, это они взяли многомиллиардные кредиты. Средние и малые хозяйства таких кредитов не берут. Не говорите мне про меры поддержки сельского хозяйства! Минсельхозы у нас — это учреждения по поддержке агрохолдингов. Вот это многолетняя проблема, которая никак не решается.

Так считает Василий Мельниченко — не только фермер, но и общественный деятель, участник форумов аграриев. Два года назад он возглавил группу «Развитие сельских территорий» партийного проекта «Единой России». Как общественник он часто общается с фермерами со всей страны.

— Только что, до вашего звонка, позвонил фермер из Ставропольского края, он уже заканчивает посевную. Вопрос у него, что делать: он хочет посеять еще, но не уверен, что достанет химзащиту. Это один из примеров. Средства мы производим, но вот действующее вещество частично поставляют из Европы. Вчера пришло письмо из Саратовской области от крупных фермеров. Жалуются: полный коллапс, проплатили технику из Германии — деньги вернут, но не привезут.

«Сколько раз мы говорили про импортозамещение, но оказалось, что так и не сделали его по полной»

Еще одно больное место в нашем сельском хозяйстве — размножение семян.

— За 90-е годы мы потеряли семеноводство в России. Да, сохранилось зерно, вот по зерну мы можем работать. Это [производство хлеба] мы закроем, с этим справимся. По той же свекле можно, как говорят фермеры, взять наши семена. Они дешевле в три-четыре раза, чем французские. Но разница есть: у французских стопроцентная всхожесть, высокая сахаристость, высокая урожайность. Вот с этим надо работать, восстанавливать свое семеноводство, — объясняет фермер.

Василий Мельниченко всегда был сторонником поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве. Он уверен, что теперь особенно важно для экономики страны помогать фермерам. Малые и средние хозяйства — это не только продукция, но и рабочие места на селе, а значит — и вовлечение людей в экономику страны.

Василий Мельниченко считает, что сейчас нужно в первую очередь поддержать малый и средний бизнес на селе

— Развивайте бизнес на селе, и мы поможем нашим заводам, будем больше техники у них покупать. Нас устраивает отечественная техника, — говорит Василий Мельниченко.

Фермер считает, что сейчас в новых условиях нужно пересмотреть законы, касающиеся разных запретов в личных хозяйствах.

— Это запреты на то, чтобы продавать свиней, птицу, другую продукцию, выращенную в подсобных хозяйствах. Например, если семена не сертифицированы.

— Разве это неправильно?

— С одной стороны, эти запреты вроде правильные, как в Европе. Но, прежде чем создавать такие ограничения, сделайте условия, чтобы всё это можно было выполнять. Помогите развивать кооперацию. Сейчас нужно мобилизовать экономику, за три-четыре года должны приспособиться. Возможно, и куриц на балконах будем выращивать. С одной стороны, преувеличиваю, шучу. С другой… Вот правительство нам говорит, что ищет поставщиков яиц (наши птицефабрики получали инкубационные яйца и племенных цыплят из Европы и США. — Прим. ред.). Возможно, даст Бразилия. А если не даст? А если Египет не даст картошки, просто не пропустят этот груз?

«Зачем надеяться на кого-то? Почему мы всё время ищем заморских чудес? Надо уже надеяться на свои силы»

Обратите внимание на малые и средние предприятия. Поотменяйте законы, которые ограничивали их развитие и развитие подсобных хозяйств. Я бы вообще предложил не призывать пока в армию жителей сел и деревень, чтобы у нас не было проблем с кадрами, с рабочими руками. Рост цен останавливается только производством. Чтобы не было повышения, нужен достаток. Поставьте задачу, поддержите людей на селе, и мы накормим страну, — заключил фермер.

«Гиганты могут поднять цену шевелением пальца»

Еще один наш собеседник — экономист, бывший заместитель министра сельского хозяйства РФ Леонид Холод. По его мнению, для агропромышленного комплекса и экономики страны важны и агрохолдинги, и фермерские хозяйства, но в нынешней ситуации важно поддержать именно малый и средний бизнес (МСБ) на селе.

— Сельское хозяйство состоит не только из крупных холдингов, но из микро-, маленьких, средних предприятий, — объясняет Леонид Холод. — В микросекторе производится около 50 процентов провизии в стране. Один из способов насыщения рынка — это увеличение предложения. Его можно добиться, если продукцию МСБ пустить на рынок, потому что часть этой продукции до рынка не может дойти. Крупняк, гиганты могут шевелением пальца поднять цену на продукцию, а малому предприятию поднять цены невозможно, у них конкуренция.

Именно МСБ, по мнению экономиста — это те, кто формирует в экономике здоровую конкурентную среду, определяет соответствие уровня цен спросу.

— Малый и средний бизнес — необходимый рыночный элемент, источник увеличения предложения на рынке и последующей стабилизации цен. Он имеет колоссальное социальное значение, потому что людей в нем задействовано больше, чем на крупных предприятиях (если исходить из единицы продукции). Люди кормятся с этого, поэтому уровень поддержки этого сектора должен быть и увеличен, и гарантирован. Всем понятно, что в доступе к кредитным благам и всей государственной поддержке они проигрывают крупным холдингом. Хотя этот сектор очень значимый, — считает экономист.

Личные подсобные хозяйства, конечно, не заменят агрохолдингов, но они — тоже нужный сегмент рынка

Наш собеседник привел в пример то, как налажен сбыт овощей и фруктов в фермерских и подсобных хозяйствах Узбекистана.

— 95 процентов этой продукции производится именно в небольших хозяйствах, — рассказывает Леонид Холод.

Поэтому еще одна мера поддержки заключается в том, чтобы наладить нашим фермерам сбыт и обслуживание хозяйств — например, помочь организовать ветеринарную помощь для нескольких хозяйств: владелец небольшого хозяйства не может держать в штате своего ветеринара.

— Доступ к племенному материалу у них тоже ограничен по сравнению с холдингами. АПК — такая сфера, о которой можно сказать: пусть расцветет сто цветов, соперничает сто школ. Любые жизнеспособные формы хороши, — подытожил экономист.

E1.RU уже рассказывал о том, в чем российские аграрии до сих пор зависимы от импорта, а в каких направлениях мы уже готовы к импортозамещению. А вот какой прогноз дает Леонид Холод на ближайшее будущее по производству мяса, овощей и молочной продукции.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления