Военная спецоперация на Украине и ее последствия, которые мы освещаем в режиме онлайн, привели к ослаблению рубля и обвалу фондового рынка. Мы спросили крупных производителей, торговые сети и экспертов о том, вырос ли спрос на продукты, когда девальвация рубля повлияет на цены и что делается для их сдерживания.
«Мы не на бирже, а в реальном секторе»
Крупные производители массовых продуктов питания пока не видят повода для ажиотажного спроса и дефицита продуктов. Дело в том, что розничные цены опосредованно связаны с курсом рубля. А закупка сырья и реализация товаров первой необходимости ведутся по долгосрочным контрактам.
«Спрос на прежнем уровне, ситуация спокойная. Паники нет, и мы не видим поводов для нагнетания»
— Производители продуктов питания умеют работать быстро, четко, по-военному. Это ярко продемонстрировала ситуация с массовой закупкой продуктов при введении локдауна, когда с полок всё уходило влет. Тот период был своего рода проверкой на прочность, и предприятия пищевой промышленности, в том числе и «Макфа», ее выдержали, — отметила руководитель департамента по связям с общественностью и органами госвласти компании «Макфа» Юлия Бобылева.
Представитель лидера российского рынка макаронных изделий, муки и круп сообщила, что на данный момент «Макфа» цены не повышала.
— И предпринимаем все возможные меры для сдерживания, в том числе это происходит за счет внутренних резервов компании, — добавила Юлия Бобылева.
В крупнейшем холдинге по производству молочной продукции также предостерегли от поспешных выводов.
«У нас нет информации от наших поставщиков о каких-либо изменениях»
— Мы не на бирже, мы работаем в реальном секторе. На текущий момент у нас высокие товарные запасы по всем материалам и комплектующим, в том числе упаковке. У нас нет информации от наших поставщиков о каких-либо изменениях в сотрудничестве, — рассказал коммерческий директор группы компаний «Российское Молоко» Антон Блюмкин.
По словам представителя ГК «Росмолоко», зависимость от валютной составляющей у переработчиков действительно есть, но она некритична.
— Мы зависим от мировых рынков в этом смысле и курса валют. При этом прямой импорт используем минимально, можно сказать, его практически нет. Наша компания производит товары первой необходимости — молочные продукты. Мы это понимаем и всегда, в любых ситуациях помним про социальную ответственность перед покупателями. Наши производственные мощности, сырьевая составляющая и другие ресурсы в состоянии обеспечить любой спрос на продукцию, не переживайте, — добавил Антон Блюмкин.
Запас на 40–70 дней
В торговых сетях также не зафиксировали резких изменений в поведении покупателей и поставщиков.
— Ажиотажа нет никакого, никто не скупает соль и гречку. Работа с поставщиками тоже продолжается в обычном режиме. Понимаете, у нас 800 поставщиков, ежедневно от них приходят какие-то документы. Примерно 20–30 предлагают изменить цены в сторону повышения. Это постоянный рабочий процесс, — рассказал совладелец сети SPAR Дмитрий Бухарин. — Более 90% товаров на полках — отечественного производства. Каждый поставщик переживает за свой бренд и не торопится просто так поднимать цену, если она необоснованна. Конечно, есть категории товаров, завязанных на евро. И они будут индексироваться в зависимости от курса валют. Но произойдет это не мгновенно.
И всё же заказы по некоторым категориям товаров на данный момент поступают выше средних, отметили в ассоциации «Руспродсоюз». Такой же всплеск объема наблюдался в период начала пандемии, напомнили представители ассоциации.
Представители «Ленты», X5 и «Магнита» не ответили на наши запросы. Но, как сообщили в Минпромторге, ритейлеры отчитались перед ведомством о поддержании товарного запаса в магазинах и распределительных центрах — минимум на 40 дней по социально значимым категориям.
— По бакалейным товарам (макароны, гречка и так далее) — это 50–70 дней, средствам гигиены — свыше 70 дней. При необходимости торговые предприятия готовы ускорить доставку товаров в магазины, — отмечается в сообщении Минпромторга.
«Долларовая составляющая есть во всех продуктах»
В то же время курс доллара на этой неделе обновил исторические максимумы. Впервые с декабря 2014 года Банк России начал валютные интервенции для стабилизации курса национальной валюты. И было бы странным для всех участников продовольственного рынка игнорировать валютные скачки.
«Если рост валют продолжится, это может отразиться на себестоимости продуктов»
— Пока делать какие-либо серьезные прогнозы преждевременно. Однако, если ситуация с ростом валют продолжится, это может отразиться на себестоимости продуктов питания. Ведь в различной доле валютная составляющая присутствует во всех технологических цепочках производства продовольствия, — объяснил заместитель председателя правления крупнейшей российской ассоциации производителей и поставщиков продтоваров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. — Прежде всего будет влиять возможность поставки ингредиентов для пищевой промышленности и какие запасы имеются на складах. Во вторую очередь, динамика курса валют, которая влияет на ввозимую импортную продукцию: чай, кофе, импортные фрукты и овощи. Долларовая составляющая, к сожалению, есть практически во всех продуктах питания — от зерна до готового продукта.
Не меньшее влияние на ситуацию окажут возможность поставок грузов по привычным транспортным коридорам и последствия изменения логистических путей.
— Сегодня продолжаются логистические сложности на границах с Латвией и Польшей. На КПП наблюдаются существенные задержки при пропуске транспорта, — добавил Дмитрий Леонов. — Чтобы не допустить серьезного роста цен и обеспечить предложение продуктов питания на полке в случае продолжительного роста курса валют, товаропроводящей цепочке и курирующим министерствам уже сейчас важно выработать справедливые условия поведения. При необходимости включающие оперативную корректировку цен.
По продовольственным товарам ситуация развивается не столь стремительно, но цены тоже вырастут, уточнил эксперт.
«Наиболее чувствительны к курсу доллара фрукты, чай и кофе, а также кондитерские изделия»
— Уже сегодня поставщики упаковки и гранул для ароматизации уведомили чаеразвесочные фабрики о подорожании поставляемой продукции на 10%. При этом чай на эти фабрики поставляется из Китая, Вьетнама и Индии, оплата идет в долларах за контейнеры, — добавил руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. — Уже в марте поставщики будут просить ритейл пересмотреть закупочные цены.
Очевидно, что падение курса рубля по отношению к доллару и евро повлечет удорожание товаров народного потребления, в первую очередь зарубежного производства. Расходы вырастут по всей цепочке: в производстве сырья, переработке, в логистике и так далее. К этому негативному фактору добавились еще несколько пакетов санкций от ЕС, США и Великобритании. По словам экспертов, они имеют как немедленное действие — в основном в финансовом секторе и авиасообщении, так и отложенный эффект — проблемы с обновлением высокотехнологичного оборудования в разных сферах.
— Для населения это будет означать очередной виток сужения доступного ассортимента товаров и услуг, новый виток инфляции, для экономики — угроза нарастания технологического отставания, риски выхода из строя важнейших технологических систем, — заключила руководитель отдела макроэкономического анализа финансовой группы «Финам» Ольга Беленькая.