Житель Екатеринбурга два года собирал чеки с АЗС, чтобы следить за ценами на дизельное топливо. Оказалось, что за это время оно подорожало больше чем на 10 процентов. Александр Иванов наполнял бак на одной и той же бензоколонке «Лукойла». Он подвел итоги своего исследования.
— До 2021 года я стабильно заправлялся примерно два раза в месяц на 2500 рублей, и этого мне хватало в аккурат на целый бак, — рассказал екатеринбуржец. — Но потом цена стала расти гораздо быстрее, и на 2500 я стал заправлять всего лишь три четверти, если приезжал на заправку совсем сухим.
Помнится, в 2010 году, когда было тогдашнее очередное повышение цен, на радио был опрос: если цена на бензин поднимется до 50 рублей, пересядете ли вы на общественный транспорт? Тогда половина проголосовавших ответила утвердительно, а я был среди тех, кто точно от тачки не откажется, ведь на ней завязана вся моя жизнь. К слову, тогда бензин стоил, не соврать, рублей 30, а на днях я заправился за 54,71, — констатировал Александр Иванов.
Дизельное топливо уже десяток лет дороже, чем бензин. Цены растут, но если бы не госрегулирование, они бы подскочили еще сильнее, считает совладелец екатеринбургской сети АЗС Varta Артем Скворцов.
— Во всех цивилизованных странах дизельное топливо почему-то дешевле бензина, а у нас наоборот. Полагаю, это из-за того, что акциз на него в других странах меньше, так как оно экологичнее бензина. В конце прошлого года в городе был дефицит солярки, поэтому цены так подскочили, — объясняет бизнесмен. — На самом деле инфляция обгоняет цены на топливо. Государство их сдерживает, регулирует разными методами, и стоимость топлива не взлетает.
«Индекс инфляции выше значения, на которое подорожало топливо»
Топливо может стоить и 70 рублей, но государство действительно сдерживает цены, объяснил кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Плеханова Аяз Алиев.
— Если бы не правительство, то цены на бензин были бы выше рублей на 15–20. Государство через механизм демпфера сдерживает цены на топливо на внутреннем рынке. Суть в том, что если цены на топливо на внешних рынках выше, чем на внутреннем, то государство компенсирует нефтяникам потери, — объяснил эксперт. — И наоборот: если внутренние цены выше экспортных, нефтяники делятся с государством. Этот механизм ограничивает сильный рост цен на топливо, и если бы не он, то бензин сравнялся бы с молоком.
Демпферный механизм смягчает колебания цены на тот или иной товар на внутреннем рынке. В случае с бензином он помогает государству компенсировать (или изымать) доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры.
В декабре мы сопоставили цены на молоко и бензин в Свердловской области. Оказалось, что сельхозпродукция дороже топлива.
Кстати, в январе 2021 года уральцы были шокированы подорожанием топлива. Почитайте большой разбор, почему это случилось.