Стас Шаров с детства собирает марки, редкие монеты и значки, но, пожалуй, самая необычная его коллекция — чеки на продукты. Около 10 лет екатеринбуржец ведет учет всех покупок семьи. Идея появилась еще в 2003 году, из любопытства.
— Я начал впервые получать зарплату и приносить домой продукты. Купил карточку магазина Best Market, он был возле дома, и мне стало интересно, насколько быстро она окупится, — рассказывает Стас.
Все чеки Стас по вечерам вбивал в Excel, подсчитывая экономию. Карточка окупилась за несколько месяцев, но традиция осталась — около двух лет все покупки фиксировались в системе. Потом развлечение Стасу надоело, но неожиданно вернулось спустя 10 лет.
В 2014 году Россию напугали санкциями — пошли разговоры, что продукты взлетят в цене. Тогда Стас решил подсчитать, как изменится его корзина после ограничений. Оказалось, суммы остались прежними, вот только состав чеков изменился. Например, исчезли импортные сыры вроде Гауды.
Когда учет домашней бухгалтерии возобновился, Стас отыскал дома чеки за 2011–2013 годы и тоже приложил их к коллекции. Спустя время интересно посмотреть, как менялись цены на продукты. Например, Чусовской хлеб показывал нестабильный курс: в 2012 году его можно было купить за 20 рублей 60 копеек, в 2016 году цена скакнула почти до 40 рублей, а к 2020-му опустилась до 26 рублей 99 копеек.
А вот глазированные сырки показывали стабильный рост. Если раньше их можно было купить за 9 рублей за штуку, то в 2021 году цена доходит до 25–30 рублей. Рост в три раза!
Молочная колбаса долго держала цену, но после санкций сдалась. Со 125 рублей цена выросла до 150 рублей. То же самое с сосисками: с 131 рубля стоимость подросла до 160 рублей.
Нарезной батон стабилен как никто другой. Посмотрите, его цена за 5 лет практически не изменилась, если не брать в расчет рекордную цену магазина «Апродукт» в 2015-м.
Среди любимых продуктов Стаса — чипсы и шоколад. Цены на эти позиции можно точнее проследить — они чаще других встречаются в чеках. Картошка, например, явно подорожала. В 2013 году упаковку чипсов в 150 граммов можно было купить за 60 рублей, сейчас за ту же пачку просят 80–90 рублей, если, конечно, не попадется акция.
— Самое интересное открытие в старых чеках — это цена на товары по акции. Она слабо менялась, — говорит Стас. — В 2012 году пачку кетчупа Heinz в 350 гр мы покупали за 62 рубля, сейчас по акции можно примерно так же найти. Хлеб Чусовской был 20 рублей, а сейчас около 30.
Заметно поднялись цены на сахар и молочные продукты. В 2012 году литр молока жирностью 3,5–4,5% стоил около 39 рублей, сейчас даже по акции его редко встретишь дешевле 60. Изменился и средний чек. По словам Стаса, до 2014 года поход в магазин у него обходился в 900–1000 рублей. Теперь же — в 1500–2000.
Но любопытнее всего взглянуть на чеки 2003 и 2004 года. Вы еще помните такие цены? В магазине можно было уложиться в 200–300 рублей.
А еще Стас собирает чеки на топливо. Оказалось, за 10 лет бензин АИ-98 подорожал на 110%.
— Мы купили машину в 2011 году, — рассказывает Стас. — Если посмотреть чек, то во время первой заправки у автосалона 98-й бензин стоил 27 рублей за литр, сейчас он стоит 56,90.
Необычное хобби позволяет подсчитать, как росли траты семьи. С рождением двоих детей, например, в месяц на продукты стало уходить в три раза больше денег: 30 тысяч рублей против 10 тысяч.
В месяц коллекция пополняется на два десятка чеков. Примерно раз в полгода Стас их сканирует и выбрасывает — приходится переносить всё в электронный вид, потому что чернила выцветают.
— Я пока не считал результаты за все года. Это у меня такой план на пенсию — всё подсчитать, посмотреть сколько мы за жизнь проели, — смеется Стас.
А вы ведете домашнюю бухгалтерию? Сколько денег в месяц уходит на продукты?
Ранее мы рассказывали, где выгоднее покупать продукты в Екатеринбурге. Посмотрите, как отличаются цены в «Пятерочке», «Кировском», «Ашане» и «Ленте».
Несмотря на высокую конкуренцию среди супермаркетов, цены на продукты в Свердловской области продолжают расти, о том, как они изменились с начала 2021 года, мы рассказывали в этом материале. Почитайте, какой прогноз по поводу роста цен в наступившем году давали экономисты и владельцы торговых сетей.
В августе уральцев предупредили о скором росте цен на картофель — из-за аномальной жары урожай погиб.