Жители Свердловской области стали отдавать больше денег за еду и на оплату услуг ЖКХ. Об этом говорят данные, обнародованные управлением статистики по Свердловской области, в которых приведены сравнительные цифры за все десятилетие с 2011 по 2020 год.
Это статистика потребительских расходов домохозяйств — то есть то, как распределяют семьи свои деньги, оставшиеся после оплаты налогов и кредитных платежей. Больше всего денег из семейного кошелька уходит на продукты, причем за десять лет доля трат стала выше: с 29,1 до 31,5%. Самым благополучным в этом плане за все десятилетие был 2013 год, когда свердловчане тратили на еду только 26,4% от общей суммы потребительских расходов.
Второй большой кусок в этом пироге — затраты на услуги ЖКХ, которые выросли с 2011 года еще заметнее: с 9,7 до 12,8%. В 2020 году они обогнали долю затрат на транспорт. Вероятно, из-за пандемии они упали до 12,5%. Понятно, ведь в 2020-м меньше летали и ездили, например, в 2012 году на транспорт у свердловчан уходило почти вдвое больше денег, чем на коммуналку, притом что цена проезда вряд ли снизилась.
За счет каких статей свердловчанам пришлось перекраивать бюджет, чтобы хватило на услуги ЖКХ? Судя по данным Свердловскстата, семьи урезали расходы на связь, одежду и обувь, культуру и отдых. Единственное, что хоть немного внушает оптимизм в этих данных, — снижение доли затрат на алкоголь и табак.
— Такая доля расходов на продукты питания — это много, очень много, — считает экономист Константин Селянин. — В европейских странах на это уходит 10% и ниже. И даже эта цифра занижена — многие россияне тратят на еду больше половины своих доходов. А подорожание продуктов в этом году еще сильнее ударило по самым бедным гражданам.
При этом, отметил эксперт, стоимость услуг ЖКХ не должна расти более чем на 5% в год, но по факту это не так. Если сравнить нынешние платежки с теми, что были всего 3–5 лет назад, то увидим, что мы платим за коммуналку намного больше.
— Зимние вещи люди могут позволить себе купить далеко не каждый год, а остальное — товары длительного пользования — покупается в кредит, — говорит Константин Селянин. — Абсолютное большинство населения — это люди как минимум бедные, около 13% — люди, которые просто выживают. И всего процентов 30 можно назвать более-менее благополучными.
Увеличение доли расходов на те же продукты, по мнению экономиста, — это проблема, связанная не столько с подорожанием продуктов, сколько с тем, что снижаются доходы. В середине нулевых они росли, хотя инфляция была высокой, но рост доходов ее опережал. А с 2013 года реальные располагаемые доходы населения снижаются и поводов для оптимизма нет.
Кстати, многие эксперты говорят, что рост цен на продукты продолжится и после того, как наконец подоспеют свежие картофель и морковь.
Чтобы улучшить положение семей с детьми, правительство начало делать выплаты на школьников, буквально два дня назад родители получили 10 тысяч рублей на ребенка школьного возраста. Мы посчитали, реально ли собрать школьный портфель на эти деньги.