Частный управляющий Виталий Калугин при помощи цифр объясняет, почему россияне не могут требовать с государства, ссылаясь на то, что они платят налоги. Для этого он изучил статистику Минфина.
Я вам покажу, что есть на самом деле. Что 85% населения страны иждивенцы у остальных 15%. Крупными мазками с некоторыми погрешностями, которые, впрочем, не меняют общую картину.
Идем на сайт Минфина и смотрим цифры исполнения консолидированного бюджета страны за 2020 год. Там данные пока только по ноябрь включительно нарастающим итогом, можно и на них опереться с пересчетом в годовые. Что такое консолидированный бюджет? Это федеральный бюджет плюс бюджеты всех нижних государственных уровней, включая муниципалитеты. Плюс взносы в социальные внебюджетные фонды. То есть то, что хоть как-то попадает хоть к каким-то властным институтам для перераспределения. Каков размер? В этом году это будет примерно 36,5 триллиона рублей.
Ну что, поехали: узнаем, что мы там платим «наших налогов»?
Самая крупная статья. Нефтегазовые доходы. Собственно, из названия ясно. Налог на добычу (НДПИ, пошлины и т.п.). Вы его не платите. А это 14,5% доходной части бюджета.
Ненефтегазовые доходы. По убыванию размеров в деньгах:
2.1 Страховые взносы по всем видам социального страхования. На самом деле понятия «взнос» и «налог» — это разные сущности, но упростим. Раз учитывается в бюджете, пусть будет налог. Это тоже платите не вы, но за ваш счет. Так что с определенной натяжкой можно сказать, что да, это налог. И это наш персональный налог. Только кого вы им содержите? Только себя. Пенсионные взносы тут же уходят на выплату текущих пенсий, то есть не государству.
Государство, наоборот, на каждые четыре рубля ваших «налогов» доплачивает рубль в бюджет Пенсионного фонда. Взносы на медстрах идут на финансирование медицины, и если вы сидите в очередь на «бесплатную» компьютерную томографию или проходите «бесплатную» диспансеризацию, то это оно. Ну а взносы на соцстрахование — это пособия тоже не государству. А многодетным, оплата больничных и всякая аналогичная социалка.
2.2 Налог на добавленную стоимость. Вот тут уже теплее. НДС вы точно платите, это не отнять. Это налог на конечное потребление. В каждой вашей покупке НДС. Если грубо (очень грубо, так как потребление домохозяйств примерно 60% ВВП) расписать на все население страны, то каждый из нас платит что-то около 46 500 рублей в год НДС. Всего около 6,8 триллиона. Посмотрим, куда они идут по расходным статьям. Каждые два из трех рублей расходуются в сумме на: здравоохранение, социальную политику, спорт, ЖКХ, культуру.
Иными словами — платим сами себе. 6% (около 280 рублей «с носа» в год) идут на содержание самого государства. 13% идут на вложения в экономику страны. И еще столько же — 13% (по 600 рублей «с носа» в год) — на оборону и правоохранительную. Не густо, не так ли? В чем еще расстройство? НДС составляет в доходной базе 19%. Хотя этот налог прекрасно собирается. Научились, этого не отнять.
2.3 Налог на прибыль. Вы его не платите. Его платят те, кто дает вам работу и получает прибыль. Собственники. 10,8% доходов. Расслабляемся, не про нас это.
2.4 Налог на доходы физических лиц. НДФЛ. Тут совсем горячо. Платим. Около 3,9 триллиона в год. Правда, не все. Только те, кто трудоспособен и устроен на работу. В том числе по договорам гражданско-правового характера. В идеале — 75 миллионов человек, то есть каждый второй. В реальности платят около 50–55 миллионов человек. А то и меньше (сумма поступающего НДФЛ совсем не бьется с суммами расходов населения страны). Вот они имеют хоть какое-то право возникать. Остальные — нет.
Но тут есть гигантская засада. На 85% этот налог идет в субъекты Федерации и на 15% — в муниципалитеты. И расходуется в основном (на 75% плюс/минус) на учителей, врачей и ЖКХ. Содержание муниципальной милиции там мизер мизерный. По 52 000 рублей в год с каждого трудоспособного в среднем у нас есть НДФЛ.
2.5 Акцизы (они тоже носят неналоговую природу, но не будем умничать). Тут двояко. Кто-то платит, кто-то нет. Те, кто или курит, или пьет, или ездит на машине, платят. Больше всех платят те, кто делает всё это вместе. И не платит тот, кто этого не делает. Пешеход, который некурящий трезвенник, не платит. Но давайте усредним. 1,8 триллиона в год. То есть 12 500 в год «с носа».
2.6 Прочие налоги. 17% доходной части консолидированного бюджета. Там все остатки. Транспортный налог, налог на имущество, штрафы. Чаще всего это доходы субъектов, то есть расписаны на социалку большей частью.
Подытожим. На 75–80% тех рублей, что с нас берут, мы содержим сами себя. Себя лечим, образовываем, платим пенсии. Государство как таковое берет с нас вполне божеские 6% за посредничество. И 13% за охрану. Тут многовато.
А теперь я вам расскажу, почему что-то требовать от государства вы вряд ли можете. Мы петрократия. Нефтяное государство. К тому же сверхцентрализованное и политически, и экономически. По моим расчетам, опирающимся на статистику ФНС, топ-100 крупнейших предприятий страны являются плательщиками 60–65% всех корпоративных налогов. И работают на этих предприятиях никак не более 18 миллионов человек. Из 145 миллионов населения страны. Или из 75 миллионов трудоспособных. Оценили пропорцию?
Как называются остальные? Иждивенцы. «Приживалы», чтобы усилить впечатление. А приживалы, которых не менее 7 человек из 10, требовать что-то от государства не могут. Они ему не платят. Это либо обслуга, либо пенсионеры. Или, чтобы никого не обидеть, работники «сервисной части экономики» + пенсионеры.
Кстати, на уровень ниже, в субъектах Федерации, централизованность сохраняется. Топ-20 предприятий держат часто 25–50% бюджета субъекта, иногда — почти весь. Не только за счет корпоративных налогов, но и за счет НДФЛ и налога на имущество.
Забудьте что-то требовать от государства под знаменем «Я плачу налоги!». Не про нас это. Американцы могут, мы — нет.
Согласны с автором?
Все авторские колонки Виталия Калугина мы собрали в специальном разделе.