Торговые центры в Екатеринбурге с начала ноября завешаны яркими плакатами о надвигающихся скидках. Продавцы обещают срезать от 10 до 90% стоимости товаров в один особенный день года — «черную пятницу».
В этом году она пройдет в послекризисных условиях: магазины еще не отошли от длительного простоя, а многие покупатели потеряли прежний доход.
Мы спросили у маркетологов, стоит ли нам ждать скидок от продавцов в непростое для экономики время, реально ли сэкономить на распиаренной распродаже и как вычислить по-настоящему выгодное предложение.
Продавцы перед распродажей завышают цены?
В России «черную пятницу» часто недолюбливают из-за нечестных продавцов, которые перед неделей распродаж специально поднимают цены. Мы писали, что читатель E1.RU сравнивал цены в магазине бытовой техники накануне дня икс — они взлетели.
— «Черная пятница» сильно скомпрометирована ловкачами, — считает член совета Российской гильдии маркетологов, директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев. — Это поставило под удар хорошо задуманный маркетинговый ход. Акция изначально придумана как момент синергии, когда все магазины объединяются, чтобы дать скидку. Им это выгодно за счет числа покупателей, которые придут, узнав о выгодном предложении.
По мнению маркетологов, на самом деле скидки магазинам сейчас давать даже выгодно: в ноябре спрос максимально снижается, люди хорошо потратились перед началом учебного года и в отпусках, а теперь копят деньги на новогодние праздники. Распродажа же — верный путь привлечь народ в торговые центры.
— Смысл распродажи — освобождение от товарных остатков. Если мы говорим про одежду и обувь, то все, что осталось от сезонных коллекций, выставляют на прилавки, — говорит маркетолог Ксения Архангельская. — Понятно, что «черная пятница» идет не в минус магазинам, но и для покупателей она может быть выгодной. Это шанс по приятным ценам купить подарки и наряды к Новому году.
На каких товарах реально сэкономить
Если собираетесь потратиться в этом году, помните, что не на все товары реально сделать скидки. Например, Apple и Bork распродажи не устраивают принципиально, как и некоторые другие бренды.
— Скидки можно получить на бренды экономкласса, среднего и средне-высокого. На люкс — никогда, — говорит Ксения Архангельская. — Но лучше к распродаже готовиться заранее: спланировать, что вы хотите купить, и сравнить цены.
Большие скидки на бытовую технику должны насторожить, считает Сергей Балакирев:
— Чтобы сэкономить, надо понимать, какие виды товаров вообще имеют скидки. Например, одежда в какой-то момент перестает иметь себестоимость. И ее реально купить со скидкой в 90%, иначе она отправится на утилизацию, а с базовой бытовой техникой такое не пройдет: производство очень затратно.
Друг спасет вас от незапланированных трат
Чтобы распродажа вас не разорила, говорят маркетологи, четко спланируйте бюджет — сколько вы сможете потратить в магазинах. От спонтанных покупок может помочь уберечь друг.
— Шопинг расслабляет человека. Чтобы не взять лишнего, лучше не ходить в магазин в одиночку, вас сложнее обмануть, если рядом будет кто-то еще, — говорит Ксения Архангельская. — Друг сможет спросить: а точно ли вам нужна эта покупка?
Но может случиться и обратное — и вы поддадитесь азарту окружающих.
— Распродажи работают на стадном инстинкте. Когда ты попадаешь в магазин и синхронизируешься с толпой, вероятность того, что ты совершишь ненужные покупки, вырастает, — считает Сергей Балакирев.
Гораздо спокойнее распродажи пройдут, если покупки вы будете делать в интернет-магазине. Только не отвлекайтесь от того, за чем пришли.
— Всплывающие окна и баннеры с ограниченным сроком действия скидки провоцируют на ненужные покупки. Лучше не поддаваться на такие предложения и взять тайм-аут — «черная пятница» длится как минимум сутки, у вас будет время подумать, — предостерегает Ксения Архангельская.
Впрочем, скидок в этом году, кажется, будет меньше, чем в прошлом. В отдельных сферах продажи растут как на дрожжах, и стимулировать их сейчас нет смысла.
— Есть сегменты, которым не нужна «черная пятница», например автодилеры. У них очереди сейчас стоят. Зачем скидки делать? Застройщики тоже давно перевыполнили план и сейчас задирают цены, — говорит Сергей Балакирев.
У вас еще есть время подумать и составить список покупок. А заодно изучить, в каких магазинах предложения самые выгодные. Прочитайте также советы от эпидемиолога о том, какие меры профилактики нужно соблюдать в торговых центрах, чтобы не заразиться COVID-19. Но опыт показывает, что толп там не будет — в прошлом году полки с товарами со скидками так и остались полными.
Планируете закупаться в «черную пятницу»?