Экология Мусорная реформа в Екатеринбурге репортаж «Получится полное дерьмо». Жители рассказали, что думают о гигантском мусорном заводе для Екатеринбурга

«Получится полное дерьмо». Жители рассказали, что думают о гигантском мусорном заводе для Екатеринбурга

Объясняем в фотографиях, почему местные против этого коммунального производства

На месте будущего полигона сейчас поля, которые не используют по назначению уже много лет, к огорчению местных фермеров

Под Екатеринбургом к 2027 году откроют большое производство по сортировке, переработке и хранению твердых коммунальных отходов, которые будут привозить со всего мегаполиса. Региональные власти выбрали для этого участок площадью 776 гектаров в Сысертском городском округе. Жители Щелкуна, Никольского, Андреевки и других деревень, которые находятся вокруг, категорически против, о чем уже заявили будущим концессионерам, главе округа и министру ЖКХ Свердловской области на презентации «экологического кластера».

Несогласные говорят, что Сысертский городской округ — едва ли не единственное экологически чистое место в окрестностях Екатеринбурга. Корреспонденты E1.RU отправились в Щелкун, чтобы узнать мнение других горожан насчет полигона и посмотреть на леса и поля, чистоте которых, по словам местных, угрожает полигон.

Село Щелкун стоит на берегу Щелкунского озера с 1690 года, в окрестностях — леса и поля. Чуть южнее находится Никольское, далее по старому Челябинскому тракту еще одно село — Андреевка. Примерно в километре от него и расположено место под будущий полигон.

У большого магазина в Щелкуне всегда есть люди

В Щелкуне в разгар рабочего дня самое оживленное место — площадь у большой «Монетки». Корреспондент E1.RU хотел найти там людей, которые поддерживают или хотя бы готовы обсуждать строительство мусорного производства, но в это время никто из них в магазин, кажется, не заходил.

— Здесь нам не нужны эти полигоны. Пускай они себе там, где живут, строят. Это будет правильное решение, — заявил житель Щелкуна Вячеслав.

— Нет полигону! Экология нарушается, а здесь люди живут так-то. Не надо, [пусть строят] подальше где-то, — сообщил Сергей.

Сысертский округ славится как одно из немногих легкодоступных мест без больших экологических проблем
Кот ничего не сказал насчет подготовки к строительству полигона

Встреченные у «Монетки» жители Щелкуна и окрестностей подчеркивают, как важно сохранить чистоту природы в этих краях.

— Это самое экологически чистое место, южный край округа. Поэтому я отрицательно отношусь [к перспективе полигона].

«Наша страна очень большая, но у нас всё делается до такой степени хреново, что это будет помойка»

Это не будет, как на Западе (не знаю, правда это или нет), когда стоят заводы перерабатывающие, и никто не знает, что это завод. У нас такого не будет, получится полное дерьмо. Только деньги состригут, сделают помойку и угробят всё, — убежден Александр, седой мужчина в красной толстовке с логотипом местного издания «Маяк».

— Нечего здесь строить! Во первых, рядом населенные пункты, сельхозугодья и вообще самая чистая среда у нас здесь. Надо как-то делать полигон так, чтобы не мешал никому. Возможно, это будет экономическое подспорье, но не для всего района, а для ряда людей. У населения в целом [жизнь] ухудшится, — считает Владимир Анатольевич.

В Щелкуне чисто, но жители жалуются на плохое состояние контейнерных площадок
В окрестностях предполагаемого полигона есть коттеджные поселки

Жители Южного округа Сысертского района обсуждают проблему полигона в общем чате. Сейчас там 850 участников (для сравнения: в Щелкуне по данным переписи населения 2010 года проживало около 3000 человек). С теми, кто активно выступает против строительства мусороперерабатывающего производства и полигона, корреспондент E1.RU побывал на месте будущей площадки. Это большой участок с полем, который, по данным агентства «Новый день», с 2011 года находится в залоге у банка «Агропромкредит», бенефициаром которого является бизнесмен Артем Биков.

У местных фермеров есть претензии к тому, как «Агропромкредит» использует земельный участок. Земля много лет не используется по назначению, как сельхозугодья, хотя многие жители Сысерти были бы рады засеять ее или найти ей иное сельскохозяйственное применение.

— Местным фермерам не хватает земли, они находят участки далеко от дома, в Челябинской области, в Каменск-Уральском районе обрабатывают земли. А здесь участок, который мы не можем использовать, зато на нем, говорят, надо построить полигон! — говорит Владимир Матющенко, фермер и депутат думы Сысертского ГО. Видно, что большая часть поля, которое может стать полигоном, заросла бурьяном.

Владимир Матющенко показал земли, которые придется перевести из сельскохозяйственных в промышленные
Облака бабьим летом особенно хороши

Владимир Матющенко рассказал, что еще беспокоит местных жителей. Он сослался на гидрологические карты, которые говорят, что внизу много подземных вод.

— Мы опасаемся, что вредные вещества с полигона будут попадать под землю и с водами распространяться по всему Сысертскому району. Фермеры не против были заниматься на этих аграрных землях своим исконным занятием — выращивать сельхозкультуры. Нам говорят, что, когда построят полигон, тут можно будет гулять, построят теннисные корты. Но для кого, если жителей здесь не будет? Сельское хозяйство умрет напрочь из-за оттока людей с ферм на этот завод. И есть опасения, что местных жителей не так уж и много, будут работать гастарбайтеры. На нашей территории нет ни одного участкового инспектора, который бы следил за порядком. Гастарбайтеры принесут в села неблагополучие, будет разбой, хулиганство из-за выпивки, — считает Владимир Матющенко.

Поле много лет не возделывали
Трава скошена только на небольшом участке. Местные называют эти места Гуляй-поле

Фермер уверен, что даже на территории Сысертского городского округа можно выделить землю промышленного назначения и построить там этот завод, «не навредив людям» и не в ущерб сельхозземлям.

— Ну а [в строительстве на предлагаемом участке] усматривается уже коррупционная составляющая, потому что нам проталкивают строительство полигона именно здесь. Нам говорили, что есть 26 участков и выбрали именно этот. Но еще земля не переведена, а она уже стоит на кадастре под строительство этого полигона, — отметил Владимир Матющенко. — Мы бы не хотели, чтобы чистый аграрный край, юг нашего района, превратился в промышленную зону захоронения или переработки. Мы не хотим здесь полигона, тем более на землях сельхозназначения.

Елена Рубаник беспокоится за здоровье стариков Никольского

Жители соседних деревень рассказали нам, почему они против строительства. Вот их слова.

Елена Рубаник живет в Никольском и говорит, что защищает интересы пенсионеров.

— Мы в этом селе родились и выросли. Нас волнует одна большая проблема — строительство мусороперерабатывающего завода. Почему [мэр Сысерти Дмитрий] Нисковских решил создать на этой территории такое безобразие? Почему мы должны дышать этим воздухом? Нам и так остается жить недолго. В 90-е мы кормились лесом: грибы-ягоды, столько животных. Сейчас, если они это построят, всё погибнет. Если им некуда деньги девать, определите их в другом месте! Никакого улучшения [после открытия завода] не будет и никаких рабочих мест. Кто пойдет туда работать? Если только бомжи, местные точно не пойдут.

«Это будет день и ночь гореть! Неправда, что там ничего не будут сжигать, это только говорят!»

Дорога к Щелкуну очень живописна
В Никольском есть работающая ветряная мельница

Татьяна Яблонская рассказала, что пережила соседство с китайскими фермерами, которые не заботились о сохранении окружающей среды, и знает, что такое экологическая проблема. Узнав про подготовку к строительству мусороперерабатывающего предприятия, она «пришла в ужас».

— В свое время за моим домом работали китайцы, которые испоганили все поля. И сегодня, я уверена, что те картинки, которые нам показывают, как детям мультики — это просто пыль в глаза. Этого ничего не будет. Семь квадратных километров — какой завод будет занимать такую площадь? Это будет огромный полигон, куда повезут всё: весь мусор, не только со Свердловской области, а непонятно какой мусор, — считает женщина. — Что это будут за отходы — вопрос. Сегодня это сельскохозяйственные земли. Огромная просьба, не представлять это как свершившийся факт, а отдать эту землю [под аграрные работы]. Это южная часть Свердловской области, эти земли нужно хранить и беречь для земледелия, для подъема сельского хозяйства.

Николай Платонов вырос в этих местах. Сейчас он живет в Снежинске, но здесь у него дача, где он проводит много времени
Пасторальные виды скоро могут испортиться из-за экологического ущерба, считают местные жители

Николай Платонов — уроженец Андреевки, много лет живет в Снежинске, но в Андреевке у него остался дом, куда он приезжает как на дачу.

— Мой отец всю жизнь работал трактористом в Никольском совхозе и не раз тут всё перепахал. Это место в народе называют Гуляй-поле. Ничего тут строить нельзя, такие красоты, в земле есть всё хорошее. Здесь дышишь и отдыхаешь среди этих богатых лесов. Кажется, дорог не надо строить, пусть всё так и остается. У нас все озера пересохли, пусть этим занимаются! Щелкун упал больше чем на метр. Там сотни миллионов тонн сапропеля, это же богатство для полей. Полигон пусть забудут, в такую даль гонять мусоровозы — что от дорог останется? Надо искать другое место, — убежден Николай Платонов.

Озеро Щелкунское сильно обмелело, но по-прежнему остается очень красивым
Берега облюбовали не только утки

Житель Щелкуна Сергей отказался сниматься. Это крепкий мужчина в костюме цвета хаки. На шевроне — эмблема ВДВ, на щеке — шрам.

— Через пятьсот метров от населенного пункта — полигон. Такое количество мусора, естественно, будет всё вокруг заражено. Полигон надо строить, конечно, на промышленных землях, искать другие варианты. Но не на сельскохозяйственных землях строить, как можно эти земли перевести в промышленные? Надо рассматривать другие варианты. Не верю, что из двадцати шести вариантов [единственным подходящим] оказался именно этот участок, в экологически чистом районе.

Еще один вид на Щелкунское
Щелкунцы предлагают добывать со дна озера сапропель. Это спасет водоем и поможет заработать инвесторам, которых пока нет

Евгений с супругой — дачники со стажем. Они купили здесь участок уже двадцать лет назад. По словам Евгения, Щелкун они выбрали за красивое озеро и чистоту.

— Район и сейчас чистый, вот только кое-кто здесь задумал устроить помойку. Ты вкладываешься в свою землю, строишь планы, пока кто-то не придет, чтобы построить свой бизнес на чужих костях. Это очень неприятно. Сомневаюсь, что это всё законно, ведь по Земельному кодексу сельскохозяйственные земли, которые не используются в течение трех лет, изымают в пользу государства. А эти земли не используются очень давно и до сих пор никуда не переданы. И всё замалчивается, это просто наглость!

О важном рассказала Екатерина, которая занимается сбором гуманитарной помощи для участников СВО.

— У нас свой швейбат, мы шьем одежду для ребят на СВО, и уже до них дошли слухи по поводу полигона. Они спрашивают, не понимают, что происходит. Парни, которые ушли отсюда [на спецоперацию], которых забрали, они все здесь жили с рождения и работали здесь же, на земле. И если они вернутся на помойку, это будет не очень красиво. Они там нас защищают, а вернутся сюда, извините, в какое-то «г», — возмущается Екатерина.

Жители Щелкуна сами благоустроили берег

Она рассказала также, что родилась в селе Новоипатово, уезжала в город, но вернулась в эти места десять лет назад, чтобы вылечить своего ребенка с патологией.

— Одной стороной полигон упрется в Новоипатово. Если его построят — нам здесь не жить, — говорит Екатерина.

В похожей ситуации оказалась уроженка Щелкуна Дарья. Она уезжала в Екатеринбург, но когда врачи поставили ее ребенку диагноз «хронический бронхит», приехала обратно.

— Нам сказали переезжать на море либо ходить всю жизнь с ингалятором. Мы выбрали переезд в Никольское. У нас родились еще два ребенка, мы купили дом. Дети выздоровели полностью, диагноз «бронхит» у нас сняли. Если тут построят полигон, это будет не только экологическая, но и демографическая катастрофа. Мы очень за это переживаем и не хотим постройки этого полигона, — сказала Дарья.

Взбунтовавшаяся дума

28 сентября Сысертская гордума отказалась менять правила проведения публичных слушаний.

Депутаты решили, что это существенно облегчит разрешение на строительство мусороперерабатывающего предприятия для складирования и сортировки отходов. Поправки предлагали разрешить удаленное участие в обсуждении градостроительных вопросов. Кроме того, результат публичных обсуждений имеет юридическую силу, а вот общественные слушания — это всего лишь рекомендации, которые можно игнорировать.

Впрочем, председатель гордумы Илья Тугбаев, который выступал за рассмотрение поправок, объяснил E1.RU, что этот вопрос никак не связан с будущим строительством полигона.

Илья Тугбаев (на фото — слева) заверил, что вопросы, касающиеся полигона, на заседании не рассматривали

— Эти поправки мы готовили давно, в рамках цифровизации, чтобы узаконить участие в обсуждении через Госуслуги. Это усовершенствует волеизъявление людей, потому что они смогут высказаться, даже если в дни слушаний будут находиться далеко. Сроки в [новом документе] те же самые, дается на обсуждение тридцать дней, — сообщил Илья Тугбаев.

По его словам, поправки, которые дадут зеленый свет строительству полигона, будут рассматривать в декабре.

Также 28 сентября министр ЖКХ Николай Смирнов и участник будущей концессии Алексей Бобров презентовали планы по строительству экологического кластера депутатам Сысертской гордумы, где повторили главные тезисы с предыдущей презентации.

Что говорят в защиту полигона

За неделю до этого планы по строительству полигона впервые презентовали официально в Сысерти. На собрание приехала большая часть СМИ из Екатеринбурга и местные жители. Министр ЖКХ Николай Смирнов рассказал, что подобные экологические кластеры — это не банальные помойки, а безопасные для окружающей среды места, где работают сразу несколько предприятий по сбору, переработке и хранению отходов. До лета следующего года в области заработают два таких кластера — под Краснотурьинском и в Нижнем Тагиле. Уже идут изыскания по строительству в Красноуфимске и Камышлове.

Что касается места для отходов Екатеринбурга, то чиновники несколько лет выбирали из 26 вариантов и остановились, по их мнению, на самом подходящем.

В компании «Экологические системы» рассказали, что такое экокластер
По замыслу коммунальщиков, большую часть отходов рассортируют и превратят в топливо и вторсырье, а меньшую захоронят в виде безопасных «хвостов»

Техническая зона будущего экокластера составит 154 гектара (а не 700, как опасаются жители). Там расположатся предприятия по переработке, сортировке и хранению отходов. В радиусе километра, на площади в 622 гектара, создадут защитно-рекреационную зону. Кроме рекреационных объектов, там будут работать предприятия — переработчики вторсырья. Такую схему обрисовал министр.

Экологический кластер по договору концессии создаст компания «Экологические системы», входящая в «Корпорацию СТС» — часть бизнес-империи уральских предпринимателей Артема Бикова и Алексея Боброва. Учредители компании — один из трех свердловских операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами «Рифей», «Тюменское экологическое объединение» и, собственно, «Экологические системы».

Современный полигон твердых коммунальных отходов совсем не похож на ужасные свалки из прошлого века

Один из главных положительных эффектов работы мусороперерабатывающего завода — экономический. Кластер даст тысячу рабочих мест и станет крупным налогоплательщиком в Сысертском районе. Кроме того, Щелкун включат в федеральную программу и сделают опорным населенным пунктом — проще говоря, дадут денег на развитие.

Что до опасений по поводу перевозки опасных отходов, это исключено условиями концессионного соглашения. На полигоне будут хранить только безопасные «хвосты», оставшиеся после сортировки и переработки большей части отходов. Грунтовые воды тоже сохранят чистыми с помощью специальных технологий.

Мы рассказывали, кто заработает на строительстве полигона под Екатеринбургом. Министр Смирнов обещал, что еще до конца 2020 года власти подберут место для нового мусорного полигона, но проблема заняла гораздо больше времени. Жители Свердловской области, которые выбираются на природу, далеко не всегда убирают за собой мусор. Это приводит к появлению свалок даже на особо охраняемых природных территориях.

Как много мусора мы производим, можно понять, взглянув на летние картинки со свердловских пляжей. Люди, живущие в Щелкуне, ранее стали свидетелями сожжения останков мертвых животных возле их села. Дело в том, что там находится место для утилизации и таких отходов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
265
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления