Пока свердловские власти ищут место для большого мусорного полигона, в Екатеринбурге растут несанкционированные свалки. Одна из них появилась на территории легендарного Талькового комбината в Шабрах.
Жители поселка обнаружили первые кучи мусора еще в апреле, когда отправились на кладбище в родительскую субботу. С тех пор она значительно разрослась, и непонятно, кто должен всё это убирать.
Жительница поселка Шабровского Марина Горобец в 2022 году похоронила маму. Могилу выкопали на старом кладбище, где ранее упокоился ее отец. Тогда Марина и заметила, что территория комбината превращается в свалку.
— На Верхнем кладбище, за этой свалкой, захоронены наши ветераны. В послевоенные годы на Тальковом комбинате работали мужчины, вернувшиеся с фронта. С предприятия они уходили в последний путь, — рассказала женщина. — Здесь прощались с умершими и отсюда их везли на кладбище, а сейчас эта свалка разрослась до самого комбината. Еще немного — и начнут на могилы сваливать. Нельзя закидывать наших предков мусором!
Тальковый комбинат много лет был градообразующим предприятием Шабровского, но вот уже десять лет как предприятие закрыто. В «наследство» от него осталась большая территория с разрушающимися зданиями. Она охраняется — на КПП дежурит сторож, который без вопросов поднимает шлагбаум, когда мы с представителем Окружной гильдии экологов Анастасией Кузнецовой подъезжаем к проходной.
В части старых помещений развернуто деревообрабатывающее производство. Мимо него вглубь территории ведет грунтовая дорога, разрезавшая рощу смешанного леса. Она могла бы выглядеть живописно, если бы не кучи мусора, сваленные по обе стороны. Мы останавливаемся возле одной из них. На первом плане — огромные мешки, набитые каким-то грунтом. За ними — груды деревянных обломков, в которых угадываются части старых домов из бруса.
— Это отходы 4–5 класса опасности, довольно специфичные. Вот грунты какие-то, как после разбора здания. Обычно такое свозят на специализированные полигоны. Такие отходы можно перерабатывать и потом использовать, — объясняет эколог.
Далее — похожие кучи, но уже заботливо присыпанные черноземом, на котором успели зазеленеть растения. Из-под него проглядывают контейнеры. Еще в августе этой кучи не было. Повсюду, где есть возможность для разворота грузовика, навалены большие кучи мусора. Ближе всего к дороге — груды бетона в мешках.
Уже у поворота на кладбище мы натыкаемся на нагромождение обработанного гранита. Здесь — и уже знакомый бетон, и странные документы с прикрепленными талонами на питание для сотрудников Талькового комбината, напечатанными еще в 80-е годы.
— Территория непонятная: это обанкротившийся завод. Администрация заинтересована что-то исправить, но вопрос, есть ли у нее полномочия. Свалка только разрастается. Эти отходы можно было направить на переработку, нет никакой проблемы. Не понимаю, зачем было перевозить всё это сюда, — недоумевает Анастасия Кузнецова. — По оценке экспертов, ущерб от свалки уже составляет сотни тысяч рублей. С ее разрастанием сумма будет только увеличиваться. Расти будет также вред окружающей среде и размер трат на рекультивацию.
За коммунальное благополучие в Шабровском с 2022 года отвечает управляющая компания «Ремстройкомплекс — Екатеринбург». Директор коммунального предприятия Василий Теплов рассказал, что на собраниях многоквартирных домов многие жители среди прочих проблем называли свалку на дороге к старому кладбищу.
— Наше мнение, что ситуацией пользуется охрана комбината или третьи лица для зарабатывания денег, — считает Василий Теплов. — Все полигоны сейчас легализованы, есть тарифы, в черте города не осталось полигона, где можно было бы что-то сваливать. Шабры — это черта города. Комбинат закрыт, но сидит какая-то непонятная охрана и пропускает автомобили. Мэрия выделяет деньги на ликвидацию незаконных свалок, но здесь не одна–две машины, а гораздо больше, и ресурсов администрации на устранение может просто не хватить.
По словам Теплова, управляющая компания обращалась в администрацию Чкаловского района, которая рапортовала о проблеме в прокуратуру.
— Но ситуация такая, что пока конкретную машину не поймают — не выяснят, что к чему, а сидеть в засаде никто не собирается. Поэтому, пока ситуация не станет очевидно угрожающей, ничего не сдвинется с места, — рассказал директор УК.
По нашим данным, земельные участки на территории бывшего Шабровского комбината находятся в государственной собственности и записаны на министерство госимущества Свердловской области и на Росимущество.
За утилизацию твердых бытовых отходов в Екатеринбурге отвечает единый оператор — «Спецавтобаза».
— Сотрудники «Спецавтобазы» выезжали на обследование несанкционированной свалки в поселке Шабровском и установили, что там находятся промышленные отходы. После того как наши специалисты определили собственника этого земельного участка, они направили ему официальное уведомление о том, что необходимо убрать эти отходы. Ликвидировать такую свалку сами мы не можем, так как по закону имеем право только на вывоз твердых коммунальных отходов, — рассказали E1.RU в пресс-службе оператора.
Также мы обратились за комментарием в пресс-службу Чкаловского района. На момент публикации ответа не поступило.
Долгое время главной достопримечательностью Шабровского был живописный карьер «Старая Линза», но сейчас он затоплен. Летом большая свалка образовалась и на берегу водоема у «Рамады», и отдыхающие не при чем. Отходы сюда привозят по утрам грузовиками. А вот на берегу Таватуя горы отходов оставляют туристы.