В Шалинском районе больше тридцати владельцев пчеловодческих хозяйств готовят судебный иск к местному сельхозпредприятию. Из-за обработки полей ядохимикатами в ближайших селах погибли все пчелиные семьи: это несколько миллионов насекомых. Пчеловоды подсчитывают ущерб, по предварительным расчетам сумма внушительная: около девяти миллионов рублей.
Житель села Платоново Павел Калинин потерял почти полтора миллиона насекомых. Пчеловодство для него — это и источник дохода, и увлечение всей жизни. Он держал 12 семей (12 ульев), в каждой семье около ста тысяч рабочих пчел. Все они погибли.
— Это случилось еще 17 июня, — рассказывает Павел. — В этот день местное агропредприятие «Луч» с трех до восьми часов вечера обрабатывало свои рапсовые поля ядохимикатами. Мы, конечно, об этом не знали, нас не предупредили. По инструкции обработка в такое время допустима, если ветер не больше одного-двух метров в секунду. В тот день порывы ветра были от 8 до 14 метров в секунду. Это не голословное утверждение, мы потом сделали запрос в Гидрометеоцентр.
Химикаты распыляли на горе, которая возвышается над ближайшими селами. Ветром ядовитые вещества принесло вниз.
«Одному из пчеловодов стало плохо с сердцем, когда он увидел сотни своих погибших пчел»
Люди написали заявления на «Луч». Полиция так и не ответила. Сразу после случившегося директор предприятия в комментариях журналистам отрицал, что причина гибели — в обработке полей препаратами. Объяснял, что использовали гербициды от сорняков, они для насекомых безобидны. Но пчеловоды отправили погибших насекомых на экспертизу. Эксперты выявили действующее вещество, от которого погибли пчелы, — фипронил, ядовитый препарат для борьбы с насекомыми-вредителями.
Прокуратура переслала обращение пчеловодов в Россельхознадзор. Там провели проверку, нашли нарушения и прислали ответ, что предприятию выписали административный штраф.
Всего пострадало 35 хозяйств, сейчас их представители готовят коллективный иск в суд.
— Одна семья пчел стоит около десяти тысяч рублей. Кто-то держал шесть семей, кто-то двадцать, — говорит Павел. — Семья приносит около 30–40 килограммов меда, а есть специалисты, которые добиваются и 60. Один килограмм меда мы продаем по 500 рублей. Так мы рассчитываем ущерб. У меня примерно 300 тысяч, у кого-то больше, у некоторых чуть меньше.
Предприятие, из-за которого погибли все пчелы, выращивает рапс. Обычно именно это растение аграрии опрыскивают ядом очень часто: по 4–6 раз за сезон.
— А потом мы еще едим такие продукты, — переживает Павел. — В нашем селе, например, очень много онкозаболеваний. Откуда? Казалось бы, деревня — благоприятное место для жизни: свежий воздух, нет городской загазованности из-за машин.
Мы уже писали о том, что этим летом отравление пчел химикатами произошло массово по всей России. Производители меда подсчитывают миллионные убытки.
В начале июня это экологическое бедствие пришло в медовый край — Башкирию, в конце июня — на Алтай, в Ульяновскую область, Удмуртию, Рязанскую область. Причина везде одна — пестициды, которыми сельхозпредприятия опрыскивали поля.
Самое массовое уничтожение пчел случилось в Красноярском крае. Одно из предприятий также обработало рапсовое поле ядами, не предупредив пасечников. Погибли 20 миллионов насекомых.
Владельцы агропредприятий, похоже, сами еще не сознают, что из-за такого наплевательского отношения они сами будут в убытке, ведь пчелы опыляют их поля. Без них фермеры недополучат урожай.
29 июня 2021 года вступил в силу закон «О пчеловодстве в Российской Федерации», и у пасечников появилась законодательная государственная поддержка. Впрочем, пока это не спасает пчел от гибели.
Недавно екатеринбуржцы стали массово жаловаться на нашествие ос. Мы узнали у специалистов, чем опасны эти назойливые насекомые. Также почитайте нашу инструкцию о том, как защитить себя и ребенка от укусов пчел, ос, комаров и клещей.