Продолжаем путешествие по помойкам Лондона: вместе с агентством Reuters Thomson корреспондент E1.RU Анастасия Ровнушкина изучает коммунальную систему одного из крупнейших городов мира. В прошлый раз мы рассказывали о том, как англичан приучают сортировать свой мусор. Сегодня еще более деликатная тема — городская канализация.
На восточной окраине Лондона, куда можно добраться на электричке, недалеко от района коттеджей и таунхаусов находятся очистные сооружения. Примечательно, что система Crossness Pumping Station появилась еще в 1865 году. Сейчас все эти сооружения стали музеем истории канализации Лондона, а современные системы находятся сразу за ними. Так что запах здесь самый аутентичный — примерно такой же, кстати, как и на екатеринбургских очистных станциях Водоканала (о том, как там все это работает, можете прочитать тут).
До начала промышленной революции никакой канализации в городе не было. Ночные горшки выливали прямо на улицу или в Темзу — или в ее многочисленные притоки на северной и южной стороне реки. Но в индустриальную эпоху, когда в город хлынули люди, такая незатейливая инфраструктура перестала справляться — население росло в геометрической прогрессии.
Дошло до холеры, от которой умерло множество людей — они просто пили воду, вода была заражена палочкой, а болезнь развивалась так стремительно, что человек, который был в добром здравии утром, мог распрощаться с жизнью тем же вечером. Зараженную колонку нашли и закрыли (кстати, этот эпизод есть в сериале «Виктория»), но в целом так проблему было не решить.
И хуже всего были миазмы — порой запах над городом был столь невыносим, что даже члены парламента не могли работать. Возможно, именно близость здания к реке стала причиной решения выделить весьма приличную сумму, чтобы что-то с этим сделать. В итоге разработали схему, которая проработала несколько десятилетий.
Лондон вдоль и поперек перекопали огромными туннелями, которые собирали стоки и вели в сторону станции, там они перекачивались помпами в специальные резервуары и в итоге сбрасывались в реку, но ниже по течению. Сомнительная система, но Лондон от холеры она избавила. Позже решено было стоки из резервуаров перевозить дальше — в море, и эта система просуществовала аж до середины прошлого века.
Зато само здание станции — своеобразный образец викторианской промышленной архитектуры. Часть сооружений сейчас реконструируется — помещения, в которых работали двигатели. Здесь огромные окна, много света, и выглядит все настолько внушительно, что так и просится стать площадкой для фотосессий и индустриальных биеннале.
Резервуары для стоков, оставшиеся с той поры, до сих пор иногда используются, но в исключительных случаях, когда идут ливни и происходят наводнения. Их используют как резервы.
А сточные воды теперь отдаются на съедение специальным микроорганизмам, очищающим их, и фильтруются, после чего отправляются обратно в Темзу. Уверяют, что вода после этого чиста и безопасна.
К слову, вода из-под крана в Лондоне вполне питьевая, местные говорят, что все аргументы в пользу бутилированной воды — не более чем маркетинг. Но это не вода из Темзы — она поступает из водоемов, окружающих Лондон.
В следующей серии заметок узнаем, как использовали строительный мусор старых зданий города, полуразрушенных войной, и что можно сделать из пепла, оставшегося после сжигания мусора.
А в первой части своих лондонских заметок Анастасия Ровнушкина рассказывала, как сортируют свои отходы обычные жители Лондона.