Ивана Соснина называют самым добрым российским режиссером. Еще несколько лет назад он не мог подумать, что получит кинопремию «Золотой орел» и сможет поработать с крупными брендами вроде Samsung или IKEA. Металлург по образованию, режиссер по призванию, он получил известность благодаря своим короткометражным фильмам. Некоторые говорят, что его картины слишком наивны. Но сам Иван верит, что сейчас пришло время для доброго кино.
Иван Соснин — режиссер, сценарист и директор независимой кинокомпании Red Pepper Film. Родился в Кировграде (Свердловская область). Учился в Уральском федеральном университете на металлурга. Еще со школы Иван занимался творчеством: снимал смешные видеоролики, а позже устроился в агентство Red Pepper, впоследствии ставшим целым кинопродакшеном. Среди работ Соснина фильм «Далекие близкие» (12+), сериал «Юг» (16+), который показали по Первому каналу в августе 2024 года, десятки короткометражных фильмов, рекламных роликов и музыкальных клипов.
Наши коллеги MSK1.RU поговорили с Иваном Сосниным о том, как из нишевого кино он пришел в массовое, почему с большими артистами легко работать и становится ли он лучше после съемок своих добрых картин.
О нелюбви к сериалам
Режиссерская карьера Ивана началась с короткометражных фильмов. Изначально агентство Red Pepper занималось съемками рекламных роликов. Впоследствии команда стала предлагать своим клиентам съемки короткометражных фильмов. Бюджет таких работ оставался тем же, но креативность была значительно выше. Спустя несколько лет Иван пришел к большому формату, а его работы стали показывать в кинотеатрах и в эфире телеканалов.
— 24 октября вышел ваш фильм «Пришелец» (12+). В августе на Первом канале показывали сериал «Юг», который вы срежиссировали. Я правильно понимаю, что вы постепенно приходите к более массовой истории?
— Я, скорее, с точки зрения формата фильма прихожу к массовой аудитории. Потому что до этого снимал долгое время короткометражное кино. За пять-шесть лет получилось порядка 15 короткометражек. Постепенно я пришел к полнометражному кино.
— В интервью изданию «Искусство кино» вы говорили, что вам не близок формат сериалов. «Я не совсем понимаю, как их снимать и зачем следить за такой долгой жизнью героев на экране», — говорили вы. Получается, сейчас вы поняли сериальный формат?
— Не то чтобы понял. Честно говоря, после того как я снял сериал «Юг», сейчас снова погружаюсь в полнометражное кино. И пока к сериалам возвращаться не хочу. Во всяком случае в ближайший год. Было очень тяжело.
Подкупило, что «Юг» как будто написали специально для меня. Когда принесли готовый сценарий, я увидел, что все темы, которые раскрываются в нем, очень близки мне. Это и поиск отца, и путешествие по России, и отношения внутри семьи. Об этом я часто говорил в своих коротких метрах. А здесь мне выпала возможность рассказать то же самое, просто в широком формате.
Кстати, в качестве референсов (примеров работ. — Прим. ред.), которые мне присылали, когда предлагали снять этот сериал, были мои короткометражки. Всё это было похоже на то, что я уже умею делать, поэтому я, собственно, и согласился. «Юг» структурно не похож на типичный сериал. По структуре картина напоминает длинный, многосерийный фильм. Там практически нет повторяющихся локаций, в каждой серии возникают новые герои.
Сам формат сериалов я действительно не очень люблю. Если будет выбор между сериалом и полным метром, я, скорее, выберу последнее.
О работе с известными и начинающими артистами
Несмотря на то что пока большинство работ Ивана Соснина — короткометражные фильмы, актерский состав, с которым удалось поработать молодому режиссеру, впечатляет. В значимой для Ивана картине «Интервью» (за нее он получил премию «Золотой орел») на главную роль пригласили Алексея Серебрякова. В фильме «Далекие близкие» снялась Елена Яковлева, Андрей Ургант, Кирилл Кяро, Ирина Пегова и другие. В киноальманахе «Иваново счастье», эпизоде «Огоньки» принял участие Федор Добронравов. Red Pepper Film может похвастаться короткометражкой и с легендарным Владимиром Меньшовым.
— Вам удалось поработать с большими артистами: Еленой Яковлевой, Федором Добронравовым, Алексеем Серебряковым. Какие они за кадром?
— Когда мы впервые пригласили известных артистов, то мы, конечно, очень переживали. Боялись, что им не понравится. Но когда на площадку пришли звезды, мы сразу поняли:
Чем больше величина [артиста], тем проще с ним работать.
Все они профессионалы и понимают, что имеют дело с молодым режиссером, молодой командой. Поэтому очень часто готовы чем-то помочь, дать совет. Например, когда мы снимали «Интервью» (это была одна из моих первых короткометражек) Алексей Серебряков согласился на съемку, просто прочитав сценарий. Ему вообще было неважно, какой гонорар он получит. Он просто пришел, потому что хотел помочь молодому автору высказаться, рассказать о себе.
С Владимиром Меньшовым я лично не пересекался. Фильм «Обычная свадьба» снимала наша компания, там был другой режиссер. Но ребята говорят, что у них остались только теплые воспоминания.
Есть такой стереотип, что медийные актеры все из себя, у них большие запросы и неподъемные райдеры. На самом деле, чаще всего этого нет. Это совершенно обычно люди. Мы уже поработали с большим количеством актеров и не делим их на известных и неизвестных.
— Как вы считаете, стоит ли актерам получать профессиональное образование?
— Думаю, что стоит. Хоть сам я режиссер без профильного образования, но считаю, что для актера это важно. Как минимум потому что там ты получаешь практику.
Когда я выбираю актера на роль, то смотрю в первую очередь на его фильмографию, на его опыт. Если, например, это молодой артист, у которого небольшое портфолио, я обращаю внимание, учился ли он по специальности. Актеров без образования мы рассматриваем, но чаще всего на проекты мы всё же берем тех, кто имеет большой опыт в кино, имеет соответствующее образование или играет в театрах.
О глубинке и мегаполисах
Отличительная черта творчества Ивана Соснина — трепетное отношение к небольшим городам России. Практически в каждом своем фильме Иван показывает, как живет провинция.
— Я сам вырос в небольшом региональном городе, в котором проживало 20 тысяч человек. Так что я хорошо знаком с уральской глубинкой. Там не было ни одного кинотеатра. Чтобы посмотреть какой-нибудь фильм, мы ездили в Екатеринбург, в наш областной центр. Все сценарии, которые я пишу, все фильмы, которые я сейчас снимаю, так или иначе основаны на моем детстве, на моем прошлом. Я стараюсь фактуру, которую хорошо помню, переместить на большой экран.
Когда ты снимаешь кино, пишешь сценарии, честнее и проще всего делать это, основываясь на своих переживаниях, личном опыте, той фактуре, с которой хорошо знаком.
— Вы говорили, что хотели бы показать не самые популярные с точки зрения кинематографа локации в России. Вам не кажется, что о внутренней сущности Москвы не так много снято? Ведь очень часто столица предстает перед зрителями с большим пафосом и флером западного мегаполиса. Но есть и другая сторона этого города.
— Я согласен. Просто, чтобы снимать про Москву, нужно ее очень хорошо знать. Я все-таки знаю ее в первую очередь как турист, как приезжий работник. Например, в прошлом году, когда мы снимали сериал «Юг», я полгода жил в Москве. Я постарался углубиться в этот город и понять, как всё там устроено. Но, думаю, этого недостаточно.
Если я начну писать сценарий или снимать кино о Москве, я чувствую, что получу много претензий, потому что покажу всё не так, как это есть на самом деле.
Москва — это настоящая страна, в которой есть всё.
Москва действительно многогранная. В ней есть и богатые, и бедные, и парки, и небоскребы. Про это хочется рассказывать, но разобравшись. Пока Москва для меня — это большой город глазами приезжего человека. Я бы мог что-то рассказать про нее с точки зрения туриста, или эмигранта, или провинциального парня, который впервые видит этот город.
О морали в кино Ивана Соснина
— Практически каждый ваш фильм — маленький урок жизни. Пока вы пишете сценарий, снимаете фильм, вы вновь и вновь повторяете разные моральные установки. Чувствуете ли вы сами, что становитесь лучше после каждой своей картины?
— Мне очень тяжело даются триллеры (фильмы ужасов. — Прим. ред.). Несколько раз мне предлагали снять мрачное кино, социальные драмы, фильмы, где было много убийств и насилия… Но было очень сложно всё это переварить. Все-таки цикл производства фильма — это большой промежуток времени.
Именно поэтому я выбираю фильмы с той атмосферой, с которой мне приятно жить. С мыслями, которыми мне хочется делиться со своими близкими. Темы [в моих проектах] простые, наивные и в большей степени положительные.
Глобально я, наверное, не становлюсь лучше. Взять, например, фильм «Урок экологии». Он про то, как местные защищают парк от застройки. Не могу сказать, что после съемок этой картины я вмиг стал относиться ко всему суперэкологично. Но в любом случае фильмы, которые я снимаю, на меня так или иначе влияют.
О семье, которая появилась благодаря кино
— Вы режиссер и сценарист, а ваша супруга — продюсер. Как вы выстраиваете свои отношения в работе и дома?
— Мне кажется, если бы мы работали в разных сферах, мы бы не видели друг друга вообще. Бывает так, что я уезжаю на неопределенный срок куда-то в экспедицию. Так что думаю, творчество — это то, благодаря чему мы с Яной сейчас вместе. Мы и познакомились на съемочной площадке, когда я снимал клип. Туда Яну пригласили в качестве актрисы.
Мы познакомились на съемочной площадке, у нас дочка родилась на съемочной площадке, и я не представляю нашу жизнь без совместной работы.
Мы вместе уже 12 лет: и живем, и работаем вместе. У нас нет конфликтов на этой почве. Мы разделяем рабочее и личное и понимаем, что если мы можем поссориться из-за работы (например, есть разногласия по бюджету), то можем прийти домой и совершенно нормально общаться. Всё, что касается кино, остается на площадке или в офисе. Всё, что касается быта и семьи, есть у нас дома.
— Вы часто путешествуете по работе. У вас растет маленькая дочка. Берете ли вы ее с собой на съемки?
— Сонька постоянно с нами путешествует. Она родилась у нас в Питере во время съемок фильма «Далекие близкие». Помню, как ездил в больницу ночью. Дочка родилась утром, а я уехал на смену. Возвратиться в больницу смог только вечером.
Сейчас, когда Соня стала постарше и пошла в садик, мы ее чаще оставляем с бабушкой. Если мы уезжаем надолго в какие-то командировки, то, конечно, берем с собой. Она была у нас на съемочной площадке и даже снималась в массовке. Так что уже понимает, чем занимаются ее родители. Иногда даже в шутку берет телефон и говорит: «Я снимаю кино, смотрите! Это мое кино».
Мы стараемся потихонечку Соне рассказывать, как всё происходит у нас. Конечно, пока мы не показываем ей наши фильмы, потому что они еще тяжелые для восприятия в таком возрасте. Но, думаю, через пару лет уже начнем что-то включать.
— Вы упомянули, что иногда у вас с женой бывают какие-то разногласия насчет бюджета. Не могу не спросить о финансировании. Многие режиссеры жалуются, что не могут найти средства на создание хороших картин. Как вы решаете эту задачу?
— По-разному. У нас есть три варианта работы с фильмами. Первый — сотрудничество с разными компаниями. Мы снимали брендированные короткометражки. То есть писали сценарий, обсуждали его с брендом и интегрировали его туда. Получалась, скажем так, нативная реклама. Компания потом размещала фильм на своих страничках, и он расходился в социальных сетях. Один из главных наших спонсоров был бренд «Дядя Ваня», с которым мы сняли десять картин.
Еще у нас есть опыт работы с Министерством культуры. Мы получали от них гранты на два полнометражных фильма: один — «Далекие близкие», другой — сейчас в монтаже. Этим летом мы снимали картину под названием «Легенды наших предков».
Третий вариант — съемки на свои деньги. Так было с «Пришельцем», который недавно вышел в прокат. У этого фильма нет больших киностудий, нет госфинансирования, нет брендов — всё снято на наши накопления, частные инвестиции и деньги наших друзей.
Этот путь самый сложный, потому что сложно найти сразу большой бюджет и идти на такой риск. Ведь непонятно, с чем ты останешься: продашь или не продашь фильм?
Снимать кино на свои деньги очень страшно и тяжело.
С другой стороны, это творческая сфера, где без риска никуда. Мы постоянно в активном поиске финансирования и думаем, какие инвестиции привлечь. Это тяжело, но в целом мы справляемся благодаря тому, что уже есть опыт, хорошие отзывы, сценарии, которые нравятся и продюсерам, и спонсорам, и Министерству культуры.
— Какова ваша миссия в творчестве?
— Я тоже часто задаю себе этот вопрос. Что, зачем и для кого я это делаю? Но я пришел к мысли, что мне хочется людям дарить светлые эмоции и создавать кино, после которого хочется жить. Мне важно, чтобы у человека, который посмотрел мой фильм, осталось хорошее послевкусие, чтобы он помог ему решиться на какой-то важный шаг.
У меня еще есть желание, чтобы кино снималось не только в Москве и Петербурге, но и в других регионах нашей страны. Объездив всю страну с фильмом «Далекие близкие», мы поняли, что у нас есть очень красивые, обделенные вниманием места. Часто люди, собираясь в отпуск, даже не рассматривают Алтай, Байкал, Камчатку, Кавказ как место, куда можно поехать. И выбирают Турцию, Таиланд… Так что хочется привлекать людей и для съемок фильмов, и для путешествий. У нас страна очень красивая и такая разная — хочется, чтобы люди это увидели!
Почитайте также другое интервью с Иваном — мы поговорили с режиссером о перспективах кино в России, конкуренции за зрителя и моде на фильмы-сказки.
Екатеринбург в последние годы стал одной большой киноплощадкой: например, в городе снимали фильм-сказку «Легенды наших предков», биографический фильм про фигуристку Ирину Роднину (после которого в Харитоновском парке остались кучи искусственного снега) и криминальную комедию с Ромой Зверем.