О фильме «Субстанция» (18+) говорят из каждого утюга. Блогеры снимают свои реакции после просмотра, уверяя, что эта картина полностью меняет взгляды на многие вещи. Кто-то жестко критикует ее, отмечая плохую актерскую игру, неочевидность событий и излишнюю фантазийность. А кто-то и вовсе не может досмотреть до конца — из-за крайне неприятных сцен.
Телеграм-редактор E1.RU Анна Макушина решила пощекотать себе нервы и тоже посмотрела «Субстанцию». Из кинотеатра она вышла с весьма смешанными чувствами. Далее — рассказ Анны от первого лица. Осторожно: много спойлеров.
Начну с того, что я люблю смотреть ужасы. Впечатлить этим жанром меня достаточно сложно — большинство фильмов снимаются по одному и тому же сценарию. «Субстанцию» относят к боди-хоррору: с телом там действительно происходят омерзительные вещи. Но если вы смогли посмотреть «Человеческую многоножку» (18+), «Бивень» (18+) или хотя бы «Пилу» (18+), то от кадров из «Субстанции» вы с ума не сойдете.
Хотя что-то психоделическое в этом фильме определенно есть. А вот чего-то по-настоящему мерзкого там нет, по крайней мере для меня. Но если вы очень впечатлительны, воздержитесь от еды во время просмотра.
«Идеальный» укол от «неидеальности»
50-летняя голливудская звезда Элизабет Спаркс (которую играет 61-летняя Деми Мур) ведет утреннее шоу уже много лет. На ее место планируют найти молодую и перспективную девушку с подтянутыми формами, без морщин. Элизабет вкалывает себе уникальную «Субстанцию», которая создает ее сексуальную копию под именем Сью. Появилась она (внимание!) из спины. Уже пахнет абсурдом.
Теперь друг без друга они существовать не могут и каждую неделю обязаны меняться телами — в противном случае будет побочное действие. Они одно целое и полностью зависят друг от друга. Но в какой-то момент Сью злоупотребляет временем и заставляет Элизабет стареть еще быстрее. Возвращаться в прежнее тело она не хочет, и Спаркс вскоре видит в ней противницу.
Тогда Сью убивает уже сильно постаревшую Элизабет и начинает разрушаться сама. Она тоже решает вколоть себе «Субстанцию», чтобы стать лучше, но превращается в монстра и пугает всех. В конце концов убивают и ее. Всё.
Вы реально в 61 не хотели бы так выглядеть?
Вообще сейчас все поголовно пропагандируют любовь к себе, принятие своей внешности и так называемый бодипозитив. И фильм «Субстанция» не исключение. Понятно, что есть некоторые стандарты красоты, которые тоже бесконечно навязываются обществом, но!..
На главную и по сюжету «неидеальную» роль ставят идеальную актрису с превосходными параметрами фигуры и шикарными чертами лица. Серьезно?
То есть теперь женщины, страдающие комплексом неполноценности, ожирением или другими проблемами, должны сопоставить себя с главной героиней — и просто уйти молча плакать в подушку?
Или комплексы есть только у тех, кто уже достаточно хорош? Что остается делать тем, кто действительно далек от идеала? Вроде как — полюбить и принять себя. Но фильм, увы, этому не учит. Это унижение для всех женщин.
Бонусом (дабы усилить напряжение) главную героиню сделали не простой работягой, матерью или домохозяйкой, а звездой Голливуда. Напрашивается вопрос: неужели кроме съемок и карьеры артистки у Элизабет больше ничего нет?
Нам богатых не понять. Но при деньгах можно решить кучу вопросов. И уж тем более свою звездность она не потеряла, всего лишь ушла с телеканала…
Хватит унижать мужчин
В фильме настойчиво продвигаются идеи феминизма. Видимо, по задумке, это была еще одна тема для хайпа — после темы принятия себя. И в «Субстанции» образ главного персонажа-мужчины сделали гиперболизированно отвратительным: начальник не ест, а жрет Элизабет, показывает свою доминантность, неблагодарность, и женщина как истинная жертва терпит такое отношение.
А бывшего одноклассника Элизабет Фреда режиссеры сделали робким олухом. Он влюблен в нее много лет и считает птицей не своего полета. Когда она вдруг спускается со звездного пьедестала, то от безысходности набирает номер Фреда, словно он «запасной аэродром». Но даже на свидание с ним Элизабет в итоге пойти не смогла, потому что к тому моменту из-за Сью стала выглядеть хуже.
То есть по фильму мужчина либо нарцисс и эгоист, либо «олень», с которым всё равно ничего не получится. Жаль. За мужчин стало чуточку обидно.
Надо больше абсурда!
«Субстанцию» относят к жанру ужасов, хотя из страшного там разве что сцены с кровью. Но вы помните, что я посмотрела «Бивень» и «Человеческую многоножку», так что удивить и напугать меня сложно.
Сам сюжет далеко не хоррор, скорее драма или фантастика. Большинство сцен максимально утрированны, они просто кричат на тебя: «Посмотрите, какая это важная тема! Вы не видите? Смотрите снова — это очень важная тема! Бедные женщины!! Слышите?! Женщины — бедняжечки!!!»
Вот топ самых абсурдных сюжетных моментов:
подозрительная реклама непонятного препарата, который надо получать в каком-то подвале. Вот вы часто вкалываете себе неизвестные вещества? А тут аж целая голливудская звезда пошла и рискнула. Что ж. Допустим;
после введения «Субстанции» в вену начинает происходить «гениальное»: из спины женщины появляется другая. Ее позвоночник разрывается, и оттуда вылезает человек. После этого тело неделю лежит на полу и питает двойника. Затем приходится меняться. Кстати, именно момент с разрывом спины и «родами» так противен зрителям. Не хватает пришельцев, зомби и квадроберов (прости господи). Как же неправдоподобно;
когда Сью злоупотребляет временем и оставляет своего двойника стремительно стареть, происходит странное: Элизабет приходит в себя, смотрит на свое уродливое тело и решает ликвидировать Сью. Она старушка, кости которой почти разлагаются. Уже в процессе убийства экс-звезда понимает, что Сью еще может воплотить ее нереализованные планы. Только вот, когда девушка открывает глаза, начинаются сцены из индийского кино. Сью швыряет Элизабет через всю комнату. Эффектно добивает. Сама бабушка бегает так, словно она молодой марафонец. Очень «правдоподобно»;
в конце происходит невероятное. Если со всем остальным еще можно смириться, то финал разочаровывает. Сью в погоне за «лучшей версией себя» тоже вкалывает «Субстанцию» и превращается в монстра, которого эффектно убивают. То есть женщин, которые безуспешно пытаются модернизировать себя, ждет смерть? Разочарование? Понятно, что акцент здесь на том, что бесполезно делать себя круче, красивее и лучше. Нужно любить себя в любом возрасте и ценить то, что имеешь. Но, как по мне, концовку недокрутили и сделали до ужаса фантазийной и неправдоподобной.
Фильм на один раз. Динамичный. Хайповый. Но очень неоднозначный, к сожалению. Ставлю ему 3 из 5.
А вам понравился фильм?
Почитайте также рецензию корреспондента национальной редакции Городских порталов Ивана Некрасова на новую версию «Мастера и Маргариты» — или познакомьтесь с мнением редактора раздела «Культура» на E1.RU Дарьи Костоминой.