В сентябре вышел сериал о популярной в 90-х «Комбинации» (18+). Поп-группа, которая гастролирует и сегодня, подарила нам такие хиты, как «Бухгалтер», «Вишневая „девятка“», American boy, «Два кусочека колбаски».
Музыкальный коллектив зародился в 1988 году. Первыми солистками стали Татьяна Иванова и Алена Апина. Пик славы пришелся на конец 80-х, когда команда ездила с концертами по всему Советскому Союзу. После ухода Апиной из группы в 1992 году солисткой «Комбинации» стала Светлана Кашина из Нижнего Тагила.
В 1994 году, после убийства продюсера группы Александра Шишинина, Светлана решила покинуть коллектив и вернуться в родной город. Сейчас она работает заведующей эстрадным отделением в Нижнетагильском колледже искусств, где преподает вокал.
В интервью E1.RU Светлана Кашина поделилась своими впечатлениями о новом сериале, рассказала, как попала в культовую группу, с чем приходилось сталкиваться молоденьким девушкам в суровые 90-е годы, а также о до сих пор не раскрытом убийстве любимого продюсера.
«Никакой пошлости и гнильцы»
— Связывались ли с вами режиссеры и продюсеры сериала «Комбинация», чтобы уточнить какие-то моменты? Или, может, предлагали поучаствовать в съемках?
— Моего желания участвовать не спрашивали. Спрашивали разрешение на использование моего имени и образа. Наверное, я появлюсь в восьмой серии. Подробности мне никто не рассказывал.
— Смотрели ли сериал? Расскажите о своих впечатлениях.
— Я смотрю, как и все зрители. Первые два года на четыре серии — мне показалось, растянули. Мне нравится, что режиссер и сценарист подошли с теплом и любовью по отношению к Саше Шишинину. Никакой пошлости и гнильцы.
Никита Кологривый не очень похож на Сашу, но он был таким же живчиком, всегда на позитиве.
Не зря говорят, что люди, которые торопятся жить, живут очень мало. Он чувствовал это и старался сделать очень много доброго для людей.
— А что скажете в целом?
— Я не критик, но всё похоже на какой-то набор картинок, комиксы. Наверное, достоверно создать, вспомнить, как это было, уже и некому.
Дочь Александра Шишинина Вика консультировала. Мы после премьеры первых серий познакомились с ней. Когда мы общались, ей было семь лет. Она была маленькой девочкой, естественно, ничего и не помнит. Потом мы потеряли друг друга из виду.
— Выходит, сериал вас воссоединил?
— Я, честно говоря, приятно удивлена, что у кого-то возникла мысль поднять эту личность снова в истории. Когда мы находимся в каком-то историческом моменте, мы не можем на это посмотреть со стороны, оценка приходит спустя какое-то время.
Шоу-бизнес тогда был достаточно сумбурный, непрофессиональный и наглый в чем-то. Я не очень тесно общалась со съемочной группой. Молодцы, что захотели познакомить общество со сторонами личности Саши. Он заслуживает этого. Очень хороший человек.
«Я поняла: чтобы выжить, нужно делать одно, говорить другое, а думать третье»
— Вы сказали, что продюсеры сериала попросили у вас разрешение на ваш образ. А храните ли какие-то вещи из прошлого?
— У меня хранятся костюмы, брюки клеш, пиджаки, жакеты с большими плечами, резиновый пояс, лосины. Мне их жаль кому-то отдавать, куда-то выкидывать или продавать.
— Понимаю, что вы много раз рассказывали о том, как попали в группу. Очень интересно услышать, как всё начиналось.
— Это достаточно долгая история. Если кратко: был общий знакомый музыкант Алексей Павлов, который раньше жил в Нижнем Тагиле. Он был барабанщиком в группе, в которой я начинала профессиональную деятельность. Он уехал в свое время в Москву с женой. Они снимали квартиру с Игорем Яковенко — мужем Тани Ивановой, басистом группы, в которой он потом работал.
После ухода второй солистки продюсер Александр Шишинин искал девочек, но как-то не складывалось. И вот Алексей предложил: «У меня есть хорошая девочка из Тагила, она очень хорошо поет». Я показалась, и никаких денег, постельных сцен, как это часто получалось по блату, не было. Саша был очень рад, когда он познакомился со мной и услышал, как я пою. Он умел радоваться как ребенок, он прыгал и кричал от радости, что я вот такая с ними буду.
Сначала у него была «гениальная» мысль — перекрасить меня в белый цвет и выпрямить мои черные кудряшки. Потом ему умные люди сказали, что не нужно делать повторение Алены, потому что я сама по себе яркая, красивая, самодостаточная.
Было очень много присматривания со стороны зрителей. В общем, непросто было с самого начала.
— А как вы держались, как боролись с постоянным стрессом и вниманием?
— Меня Господь наделил простотой души. Всей проблемы я поначалу и не понимала. Я настолько была счастлива и ошеломлена этим уровнем: всё-таки группа уже была достаточно популярна и мы собирали целые стадионы, залы, гастролей было много. Это была обрушившаяся на меня слава.
Были моменты, когда я думала: «Господи, как мне с этим справиться?» Ведь все девчонки уже крутились в московском шоу-бизнесе.
— Что вас, молоденькую девушку из Нижнего Тагила, удивило в шоу-бизнесе?
— Все артисты были рядом. Тот уровень, когда ты общаешься с ними на больших солянках — общих выступлениях. Тогда их было очень много. Мы ездили чартерными рейсами, и ты мог быть в одном самолете с Аллой Пугачевой, Надеждой Бабкиной, Софией Ротару, Женей Белоусовым, группой «На-На», Филиппом Киркоровым и Татьяной Овсиенко — со всеми, кого мы видели по телевизору.
Я познала изнанку шоу-бизнеса и была, скажем так, неприятно удивлена каким-то моментам. Видела людей с другой стороны.
Тогда еще было очень модно материться. Мне пришлось научиться каким-то поведенческим моментам, чтобы просто выжить.
— Получается, вам приходилось принимать правила игры.
— Да, защищать себя. Я поняла: чтобы выжить, нужно делать одно, говорить другое, а думать третье. Никому никогда нельзя показывать свои слабые стороны — это такая закалка, когда нужно носить броню всё время и уметь за себя постоять.
Времена были непростые — 90-е. Очень-очень много нам приходилось общаться с бандитами, группировками, которые неминуемо были в каждом городе.
К счастью, в основном бандиты нас любили: «Девчонки, мы вас будем защищать». После убийства Саши Шишинина пришел другой продюсер, и вот там уже стало опасно.
Не было такой опеки, не было такого дружелюбия. Этот товарищ нас кидал на какие-то сходники крутых людей, с которых мы могли просто не вернуться живыми. Это, наверное, тоже послужило моему решению уйти из группы.
— Эти частные вечеринки с «братками», вечно пьяная публика — могло случиться всё что угодно. Что вас уберегло от неприятностей?
— Я понимаю, что просто Господь уберег, по-другому быть не могло. Я верующий человек, я понимаю, насколько он меня вел.
Я с самого детства очень хотела быть на сцене, и я чувствовала, что у меня призвание, я больше ни о чем не мечтала. Я очень хотела быть «в телевизоре», как настоящий артист. Мне казалось, что звезды — это такие чистые, нежные, талантливые люди, небожители.
У нас есть такие люди в шоу-бизнесе, которые не загадили себя — хорошие, человечные, простые, трудолюбивые. Их мало, к сожалению, но такие есть.
«Работал профессиональный убийца»
— Вы уже заговорили об Александре Шишинине. Его убийство осталось нераскрытым. Расскажите, как это отразилось на вас и на группе?
— Неделю назад мне позвонил репортер из Москвы и сообщил, что дело возобновили. Приказ отдал Александр Бастрыкин. 31 год прошел со дня убийства Саши.
Мы жили на одной лестничной площадке с ним. Когда мы с мужем приехали работать в Москву, какое-то время не могли найти себе хорошее жилье. Саша сказал: «У меня напротив квартиры живет очень хорошая бабулечка, она может сдать комнату».
Жили там больше года. Убийство произошло в этом же подъезде, между вторым и третьим этажами.
Он умер на наших руках. Его профессионально подкололи в живот, было внутреннее кровотечение. Работал профессиональный убийца.
— Как вы думаете, кому это было нужно?
— Сейчас дело будут раскручивать опять. И у меня-то есть, конечно, версия, но я не имею права оглашать ее в подробностях. Я думаю, что это из-за денег однозначно, которые «Комбинация» начала в очень большом количестве получать. Кончился контракт с Сергеем Лисовским.
Саша подписывал контракт, чтобы компания Лисовского помогала в раскрутке группы. Саша ему платил какую-то часть гонорара. Потом, когда договор закончился, Саша сказал: «Наконец-то всё, эта кабала у нас закончилась». Его вызвали и сказали, что договор-то подписан, условно, не на пять лет, а на другой срок. Он сказал, что они всё подделали. Но это факты, о которых я слышала от Саши. А что на самом деле было и кто, почему и зачем его убил, я не могу утверждать.
«Никто и не ждал нас в Тагиле»
— Вы покинули группу вскоре после этого, в 1994 году.
— В июле 1994-го, а пришла в январе 1992-го.
— Понятно, что времена были непростые. Но по чему вы всё-таки скучаете из 90-х?
— Это сами концерты, в первую очередь. Это может понять только настоящий, «законченный» артист — он не может без этого. Я познала, в чем хлеб артиста-гастролера. Когда у тебя два концерта, перелет, три концерта, переезд, потом четыре концерта — перелет… Мы с гастролей месяцами не возвращались в Москву. Дома я была за эти два с половиной года, наверное, раза три всего. Нам давали два-три дня, чтобы как-то повидаться с родней.
Когда ты работаешь для зала и зал тебя любит — это волшебство, обмен энергией. Это трудно понять простому человеку.
Я очень долгое время скучала по Москве, по ее духу, по улицам, воздуху, метро — у нас в Тагиле этого нет.
Сейчас я достаточно много езжу, в Москве и в Питере бываю, в разных городах. Сейчас как-то проще, у меня есть свое дело, я базируюсь в городе — и езжу.
— Как боролись с этой тоской по сцене?
— У меня не было какого-то простоя в творческой деятельности. Мы с Виктором внезапно приняли решение уехать из Москвы (Виктор Рукавишников — муж Светланы. Они познакомились, когда солистка работала в ансамбле «Ровесник», он был клавишником. — Прим. ред.).
Никто и не ждал нас в Тагиле, мы сами не думали, что так быстро вернемся.
Когда приехали, здесь построился очень такой крутой, модный, современный ресторан с дорогой аппаратурой. Через месяц после нашего возвращения планировалось его открытие. Друг Вити предложил нам работу. Естественно, ему на руку было мое имя — это привлекало бы клиентов в ресторан.
Витя стал арт-директором, а я пела в нем, был живой коллектив. Это было самое крутое место, куда приезжали со всего мира. У нас была шикарная программа, мы пели на английском языке. Я там проработала много лет, заново научилась петь, потому что с репертуаром «Комбинации» техника вокала немножко просела. Это достаточно простые песни для профессионального вокалиста.
Потом у меня родились дети, я ушла из ресторана. Это было яркое время: я пела что хотела. Меня любила публика. Без хлеба мы с Витей не сидели.
Витя писал аранжировки, он был композитором, у него более 300 детских песен. Потом меня пригласили основать эстрадное отделение в нашем колледже искусств, в котором в 1991 году я отучилась на дирижера.
К тому моменту, в 2008 году, я также получила красный диплом московского Института современного искусства по направлению «Эстрадно-джазовый вокал».
— Вспомнилось, что вы говорили на передаче «Привет, Андрей!», как одним из ярких событий вашей творческой жизни стало выступление перед кинозвездой сериала «Богатые тоже плачут» Рохелио Герра.
— Для меня это был момент потрясения и какого-то шока, потому что всё было сделано в очень короткие сроки. Вся страна смотрела этот сериал, все были влюблены в этих актеров.
Помню, что у Саши Шишинина возникла идея сделать посвященную им песню. Она была написана очень быстро. Мне дали спеть ее сольно, потому что я была похожа на главную героиню.
Прием был в «Космосе» в 1992 году. Мне пришлось быть на сцене одной с девочками. Я пела под фонограмму, потому что там никакого саундчека, никакой аппаратуры для живого выступления не было.
Тогда Саша мне сказал: «Света, мы столько сделали для того, чтобы попасть на это событие! Делай что хочешь, но только будь с ним в одном кадре». Я говорю: «Саша, я вообще очень стеснительная девочка». Но, видимо, в состоянии какого-то шока пошла по ступенькам к актеру — и в тот момент думала: «Что я с ним буду делать? Рядом жена сидит…»
Это было в бессознательном состоянии. Я поцеловала его в лобик, но не могла же я его поцеловать в губы или в щечку. Смотрю — осталась помада у него на лбу. Подумала, что как-то некрасиво: чего он так будет сидеть с помадой? Я ему так аккуратненько руками стерла. Сейчас это смешно вспоминать.
— А вы часто сталкивались с критикой в свой адрес?
— Я думаю, что кому-то значительно больше достается, а меня как-то Господь миловал. Обидно, когда это несправедливо.
Абсолютно всем нравиться ты не можешь, это нормально. Но в основном люди благодушны ко мне. Дай Бог им здоровья за это. Они помогают мне быть на плаву.
«В 90-е страна переживала крайне тяжелые времена — и песня помогала жить»
— На творчестве группы «Комбинация» выросло не одно поколение. Ваши песни звучали из каждого утюга. Как думаете, почему мода на русскую музыку 90-х снова вернулась?
— Скажем прямо, сейчас уже какая-то переработка, какая-то извращенность в музыкальном плане. Нет мелодий, нет текстов хороших. Всё построено на модных звуках, чтобы был бит, чтобы качало.
Поют на русском, но там ни одного слова не поймешь, потому что так не модно. Я это уже давно вижу, как педагог и как исполнитель. На самом деле все-все-все мелодии уже написаны, еще к 2008 году. Сейчас идет многократная переработка того, что было.
И потом, в 90-е годы страна переживала крайне тяжелые времена — и песня помогала жить. Люди находили отдушину в том, что пели простые, доступные, народные песни. Они и писались, чтобы поддержать человека. Вот «Два кусочека колбаски», например: если посмотреть вглубь — на самом деле, она написана далеко не дилетантами.
Сейчас то поколение выросло, и многие хотят вернуть что-то хорошее из своей молодости.
— Когда всё-таки было лучше: в 90-х или сейчас?
— В 90-х было лучше, потому что многие были живы и мы были молоды. Но вернуться туда я бы не хотела. Остались воспоминания о Саше, еще о многих людях, которые были тогда рядом. У меня мужа не стало в 2013 году, он погиб. Многие друзья уже ушли, а многих просто убили ни за что.
В остальном, конечно, сейчас лучше, несмотря на неизвестность того, что будет завтра. Сейчас я нравлюсь себе больше, потому что я уже больше понимаю в жизни, я знаю, зачем живу, куда иду и что должна делать.
Молодость, конечно, прекрасна, но она глупа, бесшабашна, и это то время, когда совершаешь много ошибок.
Ранее в Екатеринбург приезжали звезды сериала «Комбинация» Татьяна Струженкова (играет клавишницу Светлану Костыко) и Владимир Канухин (роль композитора Виталия Окорокова). Журналист E1.RU поговорила с ними о работе с Кологривым и о 90-х годах.
Многие песни «Комбинации», такие как American boy и Russian girls, отражали дух времени. Алена Апина пела их, будучи солисткой этой группы. Певица редко дает интервью, но MSK1.RU удалось чуть-чуть поговорить с ней о предстоящей премьере.
Почитайте также рассказ другой солистки — Татьяны Ивановой. Она поделилась подробностями о концертах в 90-е.