Сергей Светлаков — один из самых смешных людей Екатеринбурга. Шутить он начал в КВН, когда был студентом УрГУПСа, играл в команде «Уральских пельменей», с успехом вел передачу «Прожекторперисхилтон» и породил множество персонажей в сериале «Наша Russia».
Уже много лет он живет в Москве, снимает кино и снимается в нем: например, уже 26 сентября на экранах покажут фильм «Беляковы в отпуске» (16+) про того самого культового персонажа из «Нашей Russia».
В интервью E1.RU Сергей Светлаков рассказал, почему всегда проверяет свои юмористические проекты на уральцах, как работал с Клавой Кокой и Дмитрием Брекоткиным, что может заставить его вернуться в Екатеринбург, а также ответил на вопрос, когда было лучше: в 90-х или сейчас.
— Сергей, расскажите про «Беляковых в отпуске». Как у вас неряшливый комментатор в майке внезапно превратился в приличного мужчину средних лет? Он еще и в Турцию поехал!
— В этом и есть уникальность ситуации. Человек из нашей обычной девятиэтажки, квартиры, из которой никогда не выходил — даже во время отпуска сидел перед телевизором, запасался пивом, — вдруг выходит не просто в большую какую-то жизнь, не просто едет в Москву или в Сочи… Жена под соусом развода делает так, что сбывается ее мечта и они оказываются за границей, в Турции.
В этой ситуации мой герой меняется. Он проходит большой путь от того, каким он туда приехал, до того, каким уезжает.
— За эти годы Беляков, получается, эволюционирует.
— В фильме много и приключений, и комедии, и драмы. Мы подключаемся к героям и узнаем в них себя или наших родственников. Это могла бы быть любая семья, не обязательно Беляковы, но и Петровы, и Ивановы, и Светлаковы.
Все будут понимать, про что идет речь. Про взаимоотношения внутри семьи и проблемы людей, которые долгое время живут вместе, и быт немножко их любовь притоптал. Показаны также взаимоотношения взрослых и детей, которые сталкиваются с подростковым периодом и первой любовью.
Еще один важный конфликт — взаимоотношения богатых и бедных. Когда наша семья Беляковых не очень-то комфортно финансово себя чувствует в этой жизни — и она сталкивается как раз с людьми из своего города, которые добились в финансовом плане большего.
Идет некое противостояние: решают ли деньги в этой жизни всё?
— Первыми фильм увидели именно екатеринбуржцы. А почему решили проверить шутки на уральцах? Не лучше было бы, например, на москвичах или сибиряках?
— Это хорошая традиция. Для меня это такая лакмусовая бумажка: здесь всегда прием более предвзятый, более настороженный, более внимательный. По нему мне лично понятно, как зрители будут реагировать во всей стране. Поэтому со своих спрос чуть больше.
— Хотите сделать еще полнометражные фильмы про других персонажей из «Нашей Russia»?
— Таких планов нет. Впереди у нас зрители увидят много героев из «Нашей Russia» в новом телевизионном фильме, который канал ТНТ делает к 8 Марта. Там будет много героев, которые пересекаются со звездами.
Студия «Свердловск» также сняла кино под названием «Звезды в Сибири». Там играют наши земляки. Дмитрий Брекоткин, с которым наконец-то я пересекся в кадре. У нас целая драматургическая история. Еще Клава Кока, которая впервые появится в кино. У Оли Бузовой тоже полных метров не помню. А также Дима Маликов и Тимур Батрутдинов, которые удивительно будут смотреться в этой ситуации.
Такой состав из шести известных людей, которые уникальным образом оказались брошены в Сибири, в тайге. Каждый играет самого себя, это и позволило нам быть как-то более или менее естественными и не надевать на себя маски.
Кино выйдет уже 5 декабря во всех кинотеатрах. Возможно, я появлюсь с премьерой в начале декабря, если получится подтянуть своих земляков Клаву и Диму.
— Клава рассказывала, что ей было непросто: первый опыт в кино. Как, на ваш взгляд, она справилась?
— Мне кажется, все справились. Дело было в количестве дублей, но мы не шли дальше, если что-то прямо не получалось. Все большие молодцы.
— Времена поменялись. Скучаете по старому юмору?
— Я, конечно, скучаю. То есть мне хочется и чего-то нового, того, чем у нас студия занимается. Что касается «Беляковых», это такое семейное получилось кино, не пошлое, не супердерзкое какое-то, но, на мой взгляд, очень трогательное, смешное и развлекательное. И что касается «Звезд Сибири» — это тоже поход в кино для всей семьи и новогоднее чудо.
«Казачок», который сейчас самый рейтинговый сериал на нашем телевидении, — тоже наша гордость. И мы снимаем вторую часть. Там тоже всё близко к детско-юношескому такому хорошему советскому, крепкому сериалу. В общем, мы в эту сторону пошли, нас и время подтолкнуло.
Но той дерзости, которая была в «Прожекторперисхилтон» или в «Нашей Russia», безусловно, сейчас не хватает.
Я просто надеюсь, что у нас будет время реализовывать какие-то свои новые идеи. И у людей будет более широкий выбор того, что смотреть.
— Вы пережили КВН, «Уральские пельмени» и многие другие проекты. А на кого из комиков надо сегодня обратить внимание, кто наше юмористическое будущее? Можете ли кого-то выделить?
— Нет, не могу. К своему сожалению, я в большей степени питаюсь какими-то прошлыми вещами. Если мне что-то попадается, это может быть какой-нибудь стендап либо наши проекты, но это, как правило, из прошлого.
— Кстати про «Уральских пельменей». Скоро юбилей со дня первого выпуска на ТВ. Не обидно, что ушли на самом взлете популярного проекта?
— Нет. Я считаю, что у ребят взлет еще впереди. Я знаю, что у них концерты до 2072 года расписаны. Поэтому я только с любовью отношусь и к коллективу. Но у каждого свой путь и планы на эту жизнь.
После ухода в 2009 году Сергей Светлаков стал работать с телеканалом ТНТ, сниматься в «Елках», а также продюсировать собственные проекты. Мы вспоминали его самые неординарные и порой экстравагантные роли (такие сегодня уже вряд ли увидишь по телевизору!).
— А вам нравится юмор «Пельменей»? Вдохновляетесь ли?
— Как-то нет. Привычки, которые были лет десять назад, поменялись. Это всё фоном может быть, но так, чтобы сесть, этого ждать и очень сильно смеяться… Такого, конечно, не происходит.
— «Пельмени», «Чайф» — в Екатеринбурге, а вы в Москве. Что заставит вас вернуться на Урал?
— Я не знаю, что должно произойти, понятия не имею вообще. Но я уже понял, что нельзя шутить и зарекаться, всё может сбыться. В голову приходят какие-то шутки, как я был бы приписан к этому региону, но мне не хочется про это даже фантазировать. Поэтому не зарекаемся. Я очень комфортно себя здесь чувствую и постоянно бываю.
— То есть вы не успеваете соскучиться по Екатеринбургу?
— На самом деле у меня всё время было желание здесь пожить и поработать. Но все ближайшие наши сериалы — это про природу, было много натурных съемок. В Екатеринбург тоже приезжали и всё пробовали, локации искали, но пока не срослось, поэтому, кроме фильма «Камень», я здесь пока ничего не снимал.
Если что-то сложится, я с большой радостью приехал бы на несколько месяцев. И пожить здесь, и поработать.
— Когда всё-таки было лучше: в 90-х или сейчас?
— Это очень сложный вопрос, тут нельзя всё сравнивать. У меня о 90-х на самом деле не очень приятные воспоминания, но мне кажется, тогда было хуже. И там было сложно, и сейчас другие проблемы и сложности, но надеюсь, через всё пройдем.
— А если в плане юмора?
— Безусловно, в 90-х это было совсем бесконтрольно. То, что было и на телеэкране, и в прессе, и в КВН, и везде, было под другим фильтром и соусом. Конечно, там можно было услышать абсолютно всё. А сейчас попробуй там как-то пошутить — либо кого-то обидишь, либо кто-то в этом что-то увидит за гранью. Сейчас именно в плане юмора, мне кажется, шутить намного сложнее.
Актер и продюсер Сергей Светлаков всегда пытался зарабатывать не только на том, что сделало его известным. Часто в интервью артист признавался, что ему интересно кроме кино развиваться и в предпринимательстве. Например, он создал свой продюсерский центр, не раз попадал в рейтинг Forbes и вкладывался в ресторанный бизнес.