Большой Шигирский идол — древнейшая деревянная скульптура в мире, дошедшая до нас. Она пролежала в болоте много тысячелетий, а ровно 134 года назад, 5 февраля 1890 года, ее подняли на поверхность земли. Теперь загадочный артефакт можно увидеть в Свердловском краеведческом музее.
Идол по-прежнему вызывает интерес у туристов и екатеринбуржцев. В особенности он пользуется спросом у предпринимателей, которые начали обращаться к его образу в своих бизнес-проектах: создавать коллекции одежды, сувениры и даже пиво с его изображением. Мы решили посмотреть, как древний артефакт захватил творческий рынок Екатеринбурга.
Коллекция одежды в стиле Шигирского идола
В прошлом году уральский дизайнер Маша Варламова представила фрагменты будущей коллекции, которую она создала с помощью нейросети. В нее вошли пальто, шапка и городской рюкзак-сумка. Однако это неокончательный комплект, екатеринбурженка планирует расширять коллекцию.
Также в сентябре в Екатеринбурге прошел модный показ, посвященный 300-летию города. На создание выставки «Духи предков» дизайнеры Александра Гузова, Назар Алмазбеков и Татьяна Фоминцева вдохновлялись эпохой древнего Шигирского идола.
— Идол выполнен из лиственницы в шестом тысячелетии до нашей эры, в эпоху мезолита, и на данный момент хранится в Свердловском областном краеведческом музее. Найденные памятники свидетельствуют о том, что духовный мир и искусство охотников-собирателей были гораздо глубже и сложнее, чем представлялось ранее, — отметили организаторы.
Украшения в стиле Шигирского идола
Локальный бренд современных украшений VOTANGI тоже не обошел древний артефакт стороной и создал целую коллекцию. Например, прикупить брошь с изображением идолища можно за 6 тысяч рублей, браслет будет подороже — за 11,5 тысячи рублей.
— В творчестве вдохновляюсь древним наследием Урала и Западной Сибири. Стиль называю «Актуальная архаика». Это главная историческая и культурная реликвия нашего региона. Ценители есть, но это очень узкий круг. Изделия не предполагают большого тиража, так как тема специфическая. Это больше штучные заказы для понимающих, — объяснил ювелир бренда Виталий Игнатов.
Пиво с «шигирским» вкусом?
Летом 2023 года в Екатеринбурге презентовали пиво с изображением Шигирского идола. Хотя напиток носит название древнего артефакта, по вкусу он напоминает кислый абрикос. По словам владельца бара, в котором можно было найти лимитированную серию красивых банок, такое пиво не может стать постоянным сортом, так как ни одна крафтовая пивоварня не возьмется за большой оборот.
Продвигать артефакт можно только с разрешения музея
Если художник, дизайнер или любой другой заинтересованный предприниматель решил создать какой-то бизнес-проект с использованием образа Шигирского идола, ему необходимо получить одобрение Краеведческого музея, в котором и хранится артефакт.
— По большому счету Уралу нужны мифы. А это прямо прекрасный миф, причем исторически реальный. Нужно прийти в музей, у них есть юридический отдел, там сидят очень дружелюбные люди, которые обычно помогают, подсказывают, идут навстречу. Это нормальная практика для всех европейских городов и для всего мира.
«Когда на территории есть какой-то артефакт, которым управляет государство-муниципалитет, — это общее достояние и бизнес может использовать его образ»
Но при соблюдении определенных законодательных условий. Существует практика: [использовать образ] Шигирского идола можно за не очень большую плату, ее взимает музей, которому так или иначе нужен трафик, экскурсии. И, собственно говоря, это достояние, то есть оно должно быть доступно людям, должно популяризироваться и лежать в основе культурных пластов, которые у нас есть, — отметил Евгений Потапов, эксперт по PR.
Почему Шигирский идол так много значит, но знают о нем мало? Историк Татьяна Мосунова объяснила, что продвигать древний образ в пиар-сфере очень трудно. Это связано с тем, что он похож на «идола-одиночку», которому во всем мире нет аналогов.
— Он случайная находка и, соответственно, сложно построить какой-то контекст вокруг него. И от этого людям, которые попадают в музей, трудно понять, почему он так важен. Сотрудники музея в свою очередь, располагая ограниченным набором фактов, не готовы выходить на уровень эмоций. Они решили строго придерживаться наукообразного формата изложения. Эта позиция объяснима, но сегодня мы живем в экономике эмоций. И нужны разные форматы, которые можно применять при популяризации памятника, — рассказала Татьяна Мосунова.
Действительно, ведь многие екатеринбуржцы до сих пор не знают о существовании древнего артефакта, что говорить о туристах из других регионов и даже стран? В то время как музей поднимает научную сторону вопроса, уральские предприниматели стараются привлечь внимание с помощью творчества и, возможно, ореола некой загадочности и мистификаций. В этом им активно помогает администрация Екатеринбурга, которая хотела бы создать в городе больше айдентики, связанной с Шигирским идолом.
— Что испытывают, когда смотрят на Шигирского идола? Некоторых пробирает от осознания того, что сколько эпох уже прошло, а идол этот был и уже устало на всех смотрит. Мы не первое поколение, которое живет здесь, на Урале, и за нами стоит такая трепещущая древность — у многих это вызывает яркие эмоции. К нам, когда был чемпионат мира, команда болельщиков из Японии приходила изучать Шигирского идола и надеялась, что он им поможет в победе. Идол не очень помог, у них ничья была. В любом случае они там сфотографировались, — вспомнила историк.
А что вы знаете про Шигирского идола? Попробуйте пройти непростой тест — и если даже вы ответите правильно на все вопросы, то наверняка откроете для себя что-то новое.
Ранее уральский режиссер Алексей Федорченко в интервью E1.RU поделился планами снять фильм про Шигирского идола. Он рассказал, что считает его одним из главных артефактов нашей страны.