26 января не стало старейшего научного сотрудника Музея радио имени Попова Бориса Кошелева. В музее он трудился более двадцати лет и приумножил его экспозицию. Борис Михайлович был одним из лучших экскурсоводов города, исследователем и коллекционером, которого знали поколения горожан. Главный редактор E1.RU Александр Ашбель в своей колонке памяти ушедшего вспоминает, как познакомился с Борисом Кошелевым.
Когда не стало папы, я нашел в его вещах стопку старых шеллаковых пластинок — это такой предшественник винила, на который в начале века записывали совсем короткие песни и пьесы. В тот же момент я знал, кому их отнесу: конечно же, Борису Михайловичу! Он действительно с благодарностью принял этот дар, а еще прочитал короткую лекцию о звукозаписи и провел по своему музею, куда не слишком часто заходят посетители.
Вообще, если некоторые музеи в Екатеринбурге заманивают туристов экспонатами (как Шигир в краеведческом) или статусом (как «Эрмитаж-Урал»), то маленький Музей радио, скромно присоседившийся к многоэтажке на Розы Люксембург, практически был равен своему хранителю. Борис Михайлович никогда не впадал в грех многословия — он не заваливал посетителей ненужными фактами, вместо этого выстраивая экскурсию как беседу. Он был не только классным рассказчиком, но и внимательным слушателем, а такое нечасто встретишь в этой среде.
Подвижник — это полузабытое слово наилучшим образом характеризует Бориса Михайловича. Его имя редко славили власти и СМИ, но именно на таких людях всё и держится. Относительно недавно я узнал, что параллельно с Музеем радио он создал собственную коллекцию, которую превратил в частный музей звукозаписи. Где-то там, возможно, сейчас хранятся и пластинки моего папы — но там же есть несколько десятков старинных аппаратов, которые Борис Кошелев отыскал и, будучи радиоинженером, привел в чувство. Таких экспозиций — единицы во всем мире.
Я много раз думал: что будет с этими музеями, когда не станет их хранителя? Он действительно вложил всего себя в дело жизни — и в этом же надежда: наверняка такое подвижничество кого-то заразило. Очень на это надеюсь, ведь такие удивительные коллекции не должны растворяться во времени.
Мне бесконечно жаль, что нам так и не удалось пообщаться с Борисом Михайловичем и показать городу его малоизвестного героя. Это был удивительный человек. Умный, невероятно глубокий и очень-очень душевный. И даже не пробуйте говорить, что «у нас незаменимых нет». Еще как есть. К величайшему сожалению.
Согласны с автором?
Музей звукозаписи, созданный Борисом Кошелевым, находится на улице Красноармейской, в нем около трехсот экспонатов звукозаписывающей аппаратуры и более 15 тысяч звукозаписей на носителях разных видов. Посмотрите репортаж об открытии этого музея в 2017 году.