В Екатеринбург приезжал один из создателей популярного сериала «Смешарики» (0+) Денис Чернов. На фестивале «Кинопроба» он провел лекцию и рассказал о своем новом проекте — мультфильме «Сказки Енисея». Прямо сейчас компания «Черновик» набирает команду художников и аниматоров.
Корреспонденты E1.RU поговорили с Денисом о популярности «Смешариков», о взрослых шутках в мультфильме, а также о том, как политическая ситуация коснулась проекта.
«Асфальт кладут для народа, а кино делают для себя»
— В 2023 году «Смешарикам» исполнилось 20 лет. В чем секрет их долголетия?
— Это все-таки комплексно. Я считаю, что это авторский проект, и люди, которые стояли у истоков [и были] на протяжении стольких лет вместе, работают, понимают друг друга с полуслова. Звезды так сошлись, творческий коллектив появился и зафиксировался в этом состоянии. И я думаю, главная заслуга в том, что именно вот так вот 20 лет назад собралась компания талантливых людей, которым не всё равно, что они делают.
— Вы занимаетесь этим уже столько лет. Каково вам было постоянно видеть смешариков в кино, магазинах, по телевизору и даже дома? У вас не было нервного тика?
— У меня было несколько стадий отношения к ним. Cначала было удивление, что ты видишь тех героев, с которыми работаешь. Потом странным образом они стали появляться в магазинах: тут я начал немножко подергиваться и даже, может быть, чуть-чуть шарахаться. У меня было ощущение, что сейчас догадаются, что я к этому отношение имею. Потом был период: они немножко стали раздражать, потому что на работе с ними сидишь, общаешься, потом идешь в магазин — они там, приходишь домой, а ребенок говорит: «Ну что, давай посмотрим "Смешариков"». После этого я пришел к мысли, которая мне понравилась: я к этому вообще никакого отношения не имею.
«Я как обслуживающий персонал. Они живут в своем мире. Мы просто приглядываем за ними, и ничего более»
— Почему во вселенной «Смешариков» нет отрицательных героев? Понятно, что есть конфликт поколений благодаря персонажам разного возраста. Но всё же как обходится сериал без злодеев?
— Антагонистов у нас нет и изначально не планировалось. В этом есть проблема, потому что вокруг чего конфликты будут выстраиваться? По факту была найдена схема, когда антагонистом мог быть и ты сам, и обстоятельства, и ситуации. Конфликт выстраивался на каких-то вечных, понятных ситуациях, когда даже самый правильный человек бывает неправ.
— Изначально вы создали больше 20 персонажей — из них остались Крош, Ежик, Нюша и так далее. По какому принципу они отбирались?
— Был кастинг. Если у вас есть два героя, у которых очень близкие черты, это значит, что кто-то из них лишний. Лучше делать ему черту выпуклее и объемнее, чтобы она не соприкасалась с какой-то чертой другого характера. Никто ни на кого не похож — за счет этого возникает ощущение их индивидуальности.
— Опросы показывают, что Крош нравится многим детям. Также вы иногда внедряете других персонажей, но зритель их не всегда принимает. Как «попасть» в ребенка, чтобы ему понравилось?
— «Попадать» в ребенка, я считаю, не надо. Нужно попадать в самого себя и ориентироваться именно на свои личные ощущения. Если ты пытаешься представить: «А понравится или не понравится? Мне самому не нравится, но, может быть, другому понравится?» — это такой порочный путь. И правильнее всего, конечно, на свои личные ощущения опираться. Знаете, в свое время Александр Михайлович Татарский, основатель студии «Пилот», говорил: «Асфальт кладут для народа, а кино делают для себя».
«Спустя какое-то время оказывается, что Чехов тоже "Смешариков" смотрел»
— Не все проекты держатся столько лет. Из долгожителей мне вспоминаются еще «Маша и Медведь». Считаете ли вы себя конкурентами?
— У «Маши и Медведя» есть много примечательного. Например, они находятся в Книге рекордов Гиннесса за самую просматриваемую серию на YouTube. Но это другой формат.
— Вам приходится сегодня бороться за зрителя?
— У зрителя есть такая штука: он быстро забывает [многое] по той причине, что объем информации сегодня колоссальный. В этом потоке легко затеряться, поэтому проект надо систематически поддерживать и находить возможности постоянно удивлять зрителя.
— «Смешарики» — это про каждого. В сериале есть, например, шутки, которые не поймет ребенок, но посмеется взрослый. Поднимаются также остросоциальные вопросы: о проституции и зависимостях. Точно ли это про детей?
— В детском возрасте эти проблемы тоже присутствуют. Например, зависимость Копатыча от меда может быть транслирована ребенку: он может понять, что не нужно есть столько конфет. В каждом возрасте есть проблемы, которые по-другому воспринимаются. А вообще в «Смешариках» непростые и серьезные вещи обсуждаются. Они стилизованы под детское и инфантильное... Много раз слышал: «Я в детстве смотрел, сначала одно видел, потом стал пересматривать и оказалось, что я много чего не замечал».
— Оставляете ли вы контент для взрослых, чтобы и им было интересно смотреть?
— Несомненно. Мы ориентируемся также на свои интересы, на то, что бы нас удивило или позабавило. Там есть огромное количество скрытых смыслов и отсылок, каких-то цитат, киноприемов, которые тоже узнаваемы. Постоянное экспериментирование.
— А можете привести какой-нибудь пример?
— Когда серия называется «Вишневый сад», многие дети думают, что [это просто сад], а спустя какое-то время оказывается, что Чехов тоже «Смешариков» смотрел.
— Вспоминается еще: Черный Ловелас — отсылка к восьмому альбому группы Rainbow, «Бутерброд» — фильм ужасов Альфреда Хичкока «Психо». Чем вы вдохновляетесь сейчас?
— На самом деле, когда я нарисовал Черного Ловеласа, я не видел обложки. Потом, спустя годы, с удивлением обнаружил. Сегодня я делаю серию, которая называется «Супер-Овен». Эта серия посвящена кинематографу, у нас сейчас выходит второй блок серий под названием «Смешарики снимают кино». Для меня это отсылка к VHS-фильмам 90-х годов.
— А как в целом зрители восприняли полные метры «Смешариков»?
— У нас три полных метра. Их трехмерное изображение не очень близко [зрителям], и они 12 лет просили, чтобы мы выпустили кино в классическом виде, плоском. Нам тоже было очень интересно вернуться к истокам. В любом случае будет определенная часть людей, которым что-то не нравится.
«Внутри российского кинорынка уже есть конкуренция»
— «Смешариков» показывали в 94 странах мира, герои говорили на 23 языках. Коснулась ли мультфильма политическая ситуация?
— Честно говоря, я не знаю, зарезали ли «Смешариков». Я не в курсе этой статистики, где и как реагируют на «Смешариков» после событий. Это меня не очень интересует.
— Но, с другой стороны, ваши зарубежные конкуренты, такие как DreamWorks, Pixar и Disney, ушли с российского рынка. Хорошо это или плохо?
— Для нас это хорошо, для них — плохо. Фильмы всё равно можно посмотреть, а в плане конкуренции — это облегчение, потому что российские фильмы могут выходить в прокат и не стоять рядом с фильмами, у которых бюджет в десятки раз больше. Я уверен, что компании вернутся, а пока не вернулись, у нас есть определенное количество времени, за которое надо подготовиться. Внутри российского кинорынка уже есть конкуренция, систематически выходят полные метры. Тут не обязательно иметь ряд «диснеев» и «дримворксов».
— «Смешарики» очень часто борются за свои авторские права: штрафуют кондитерские на сотни тысяч или магазины — за какие-то забытые изображения. Действительно ли компания готова бороться за каждое свое упоминание, даже за детский торт на чьем-то дне рождения?
— Я даже не знаю, где находятся люди, которые занимаются контролем тортов. Но по факту студия относится лояльно к фан-артам. Но если создается торт на основе тех персонажей, ради которых этот торт купят... [Это другое дело]. То есть производитель зарабатывает деньги, но не хочет ими делиться. А высчитывать, один торт был сделан или у них там поточное производство... Как это высчитывать?
— Часто натыкались на нелегалочку?
— Конечно. Я даже как-то что-то покупал специально, иногда фотографируюсь. Видел в каком-то городе старенький потертый парк аттракционов, в котором стояла кибитка с артами «Смешариков».
— Не обидно? Это все-таки ваши труды.
— Я к этому никакого финансового отношения не имею и, даже если бы имел, меня бы это только позабавило. Это только подтверждение того, что этот проект востребован и известен.
— Какие самые необычные вопросы вам задавали дети? А может, даже и взрослые?
— По факту на всех встречах одни и те же вопросы. Очень редко спрашивают что-то необычное. Самые распространенные: кто ваши любимые смешарики, с кем из персонажей вы себя ассоциируете. Бывают и знатоки: «А чего они у вас там колбасу едят?» Я говорю, что колбаса соевая, всё в порядке, никто не пострадал. Есть прямо исследователи (меня это очень забавляет), которые вычисляют логические связи между предметами в разных сериях и из этого выстраивают конспирологические истории, например, что прожженные панталоны Совуньи оказались у Карыча в другой серии.
— Панталоны все-таки случайно туда положили?
— Нет, специально, пускай думают, откуда они там взялись. Я не издеваюсь над зрителями — это рассказ о событиях, о которых мы, возможно, не знаем. Может быть, даже я не знаю, но они могли быть.
Ранее режиссер «Смешариков» Джангир Сулейманов рассказал нашим коллегам из 74.RU о тайных смыслах мультсериала, о постмодернизме, а еще о новых проектах и цензуре.
Почитайте также честный отзыв о новых «Елках-10», над которыми работал уральский продюсер. Корреспондент E1.RU поделилась своими нерадостными впечатлениями после просмотра.