Все, наверное, знают про гжельский фарфор, хохломскую и городецкую росписи и дымковские игрушки. А если речь заходит о росписи по жестяным подносам, то большинство убеждены: это традиция родом из подмосковного села Жостово. Однако у нее есть предшественник: культура художественной лаковой росписи подносов зародилась на Урале, в окрестностях современного Нижнего Тагила, за почти 80 лет до возникновения жостовского ремесла.
Тагильская роспись: история
Самая ранняя архивная информация о железных подносах, украшенных тагильской росписью, относится к 1746 году, который и считается датой основания этого промысла. Возник он в среде старообрядцев из окрестностей Нижнего Тагила, Верх-Нейвинска и Невьянска, среди которых было немало иконописцев.
Целые семейные артели художников расписывали металлические изделия: подносы, сундуки, шкатулки. В XVIII веке знаменитый заводчик Никита Демидов организовал при своих горных заводах школу тагильской росписи, которая первое время называлась горнозаводской. Там учились и дети крепостных. Гравюры, сюжеты которых переносили на подносы, везли из Италии. Изображали на тагильских подносах также сценки из городской жизни, исторические и мифологические картины, изящные цветочные или фруктово-ягодные орнаменты.
Краски были специальные — минеральные, из измельченных в пудру уральских камней, смешанных с маслом. Для лакировки изделий художники придумали особый рецепт из масла и смол, растворенных в скипидаре.
В раннесоветский период традиции тагильского письма практически были утрачены. Возрождение началось в 70-е, когда старейшая мастерица нижнетагильского завода «Эмальпосуда» Агрипина Афанасьева начала учить лаковой росписи по металлу учениц.
Как это сделано
Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью. Дальше заготовку берет в руки художник. Он использует «маховое» письмо: кончик кисти сразу подхватывает сразу две краски и в несколько взмахов создает объемное изображение.
После поднос дважды покрывается лаком. Полный цикл изготовления тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней, в зависимости от сложности росписи и формы и размера заготовки.
Где посмотреть в Москве
Подносы и шары, оформленные традиционной тагильской росписью в мастерской Андрея Васильева, стали главным убранством новогодней ели Свердловской области на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Всего для украшения символа уральского Нового года на главной аллее ВДНХ (там установили по ели от каждого региона России) использовали 51 поднос диаметром от 15 до 27 сантиметров и 32 шара диаметром до 10 сантиметров.
Также изделия уральских мастеров представлены на ярмарке на ВДНХ. Там можно приобрести и металлические подносы с традиционной тагильской росписью, и деревянные игрушки из семейной уральской мастерской Владимира Ошуркова из Верх-Нейвинска. Правда, в первые дни выставки «Россия» интерес превысил ожидания — сувениры распроданы, но новую партию товаров уже заказали.
Напомним, выставка-форум «Россия» открылась в Москве 4 ноября и проработает до 12 апреля 2024 года. На стенде Свердловской области, который представляет собой медный «Демидовский лофт», гостей знакомят с достижениями Среднего Урала и перспективными проектами Среднего Урала.