Маркиан Петрович Фролов родился в белорусском городе Бобруйске в 1892 году в семье военного инженера, а детство провел в Омске и в китайском Харбине. Кто бы мог подумать, что его имя будет так тесно связано с культурными достижениями Свердловска 1930–1940-х годов. Он одним из первых поднял вопрос об открытии в городе музыкального вуза, филармонии и профессионального Союза композиторов. Фролов прожил всего лишь 51 год, и 15 из них посвятил Уралу и его развитию.
Мы продолжаем специальный проект «Свои в доску», приуроченный к 300-летию Екатеринбурга. Это истории горожан, которые много лет назад стали знаменитостями: написали книги, сделали большие открытия, спасли человеческие жизни. На очереди — история жизни и творческих исканий Маркиана Фролова. Музыковед и исследователь его творчества Ирина Винкевич рассказала, почему этот композитор стал одним из выдающихся личностей в истории культуры нашего города.
— Маркиан Фролов — личность уникальная, его жизнь наполнена географическими перемещениями. Его отец Петр Лукич, окончив Петербургское техническое артиллерийское училище, находился на военной службе. Переехав с семьей в Омск, поступил на работу в железнодорожные мастерские. С этим оказалась связана и дальнейшая карьера Фролова, который в 1912 году поступил в единственный в то время в России Институт инженеров путей сообщения, называемый тогда Путейским, — рассказала Ирина Винкевич.
Несмотря на планы продолжить отцовскую профессию, Маркиан всё равно занимается музыкой. Его первым учителем стала мама, а в дальнейшем он уже получал частные уроки в Харбине, куда Фроловы переехали в 1904 году. Там же он заканчивает коммерческое училище, но по-прежнему мечтает стать великим музыкантом.
— Когда я работала с архивом, мне показали знаменитую «Харбинскую тетрадь», в которую Фролов записывал свои первые опыты, — поделилась музыковед. — Поразила удивительная каллиграфия — оформление нотных листочков, каждое название окружено какими-то узорами, на страницах рядом с нотами детские рисунки. Удивление вызывает тот факт, что она вообще уцелела, выдержав многочисленные переезды, и это подтверждение того, как в русских семьях берегли творческие опыты своих детей.
В 1912 году Фролов переезжает в Санкт-Петербург и по настоянию отца поступает в Путейский институт. Через год он понимает, что не может оставить музыку, и становится студентом Петербургской консерватории. Там его сразу принимают на старший курс. Помимо учебы, Маркиан много читает, увлекается поэзией и живописью.
— Очень примечательный факт: в Петербурге он живет в монастырской келье (скромное жилище монаха), что свидетельствует об особой сосредоточенности его творческого сознания, — рассказала Ирина Винкевич. — В Петербургской консерватории главными его наставниками стали выдающаяся пианистка и педагог Анна Николаевна Есипова, в фортепианный класс которой ему посчастливилось попасть. К сожалению, в то время она уже была тяжело больна, и после ее ухода он продолжил обучение у Натальи Николаевны Позняковской, которую впоследствии Фролов уговорит переехать в Свердловск. Позняковская будет более 20 лет возглавлять фортепианную кафедру в консерватории, открытой ее учеником в 1934 году.
После революции вплоть до 1921 года будущий композитор живет в Киеве, продолжая обучение в консерватории, которая в то время была переименована в Музыкально-драматический институт имени Лысенко. К занятиям по фортепиано добавляются уроки композиции под руководством талантливого композитора, педагога и дирижера Рейнгольда Морицевича Глиэра, общение с которым перерастет в дружбу. Но, так и не окончив обучение в Киеве, Фролов возвращается уже в советский Петроград, в консерваторию, которую блестяще — с Первым фортепианным концертом — окончит как пианист и композитор.
— Шостакович, Мясковский, Глиэр, Шебалин — это то самое близкое его окружение, с которым он сдружился в 1920-е годы, а в годы войны, когда весь оргкомитет Союза композиторов оказался в Свердловске в эвакуации, он вернулся к прежнему дружескому общению. Для него это было очень важно, — пояснила историк.
После окончания консерватории в Петрограде Фролов возвращается на Украину, где в то время жили его родители, и преподает в Киевском высшем музыкально-драматическом институте имени Лысенко. В Киеве он становится известен как талантливый пианист, выступающий соло и с оркестром, здесь исполняются его первые собственные сочинения.
В 1920-е годы с началом процесса «украинизации» многие музыканты предпочли покинуть Киев и Одессу. Ученики Фролова старались его прикрывать: при визите проверяющих, которые появлялись на уроках, необходимо было сразу переходить на украинский язык. Когда это стало уже совсем невыносимо, композитор принял приглашение директора Уральского музыкального техникума (так в то время называлось училище) Виктора Андропова. Так в 1928 году начинается новая «уральская глава» в его жизни.
Фролов приезжает в Свердловск, начинает преподавать в музыкальном училище и очень скоро становится инициатором создания «трехступенчатой системы музыкального образования».
— Маркиан Петрович создавал эту систему, на практике реализуя идеи Болеслава Яворского (российский и советский композитор, педагог. — Прим. ред.) и реализуя свою мечту. Когда он приехал в наш город, то искренне полагал, что будет преподавать в консерватории, — рассказала историк. — Уже в 1929 году, обеспечивая студентам училища возможность заниматься педагогической практикой, он открывает Опытно-показательную школу, которая два года спустя превратилась в ДМШ № 1 и сегодня с гордостью носит имя своего создателя. Открытие первой музыкальной школы дало старт появлению детских учебных заведений в разных районах города. А всего через пять лет, в 1934 году, именно Фролов при поддержке единомышленников, и прежде всего Нейгауза, откроет первый на Урале музыкальный вуз, шефство над которым возьмет Московская консерватория.
Тяжелым испытанием для Фролова станет 1937 год. В период репрессий ему припомнят его «харбинское прошлое», по ложному доносу исключат из коммунистической партии и снимут с поста ректора. Композитору придется пережить и предательство коллег, и тяжелую болезнь. Лишь благодаря вмешательству и помощи преданных друзей, Глиэра и Мясковского, ему удастся избежать тяжелого приговора.
После сложной операции он найдет в себе силы вернуться в консерваторию, хоть и ушел с фортепианной кафедры, оставив за собой заведование кафедрой композиции и своих учеников. На пост ректора он вернулся в 1943 году, после реэвакуации Киевской консерватории.
— И это был прежний Фролов — деятельный, полный энергии, перспективно мыслящий. Он начал ремонт зданий, мечтал о строительстве нового концертного зала, расширении учебного пространства здания, разрабатывал планы открытия специальной музыкальной школы-десятилетки и даже мечтал открыть в городе фабрику по производству стальных труб, — поделилась Ирина Винкевич.
Маркиан Фролов скончался 30 октября 1944 года, совсем немного не дожив до юбилейных торжеств, связанных с десятилетием созданной им консерватории.
— Чем больше погружаешься в то, что ему удалось только на Урале за 15 лет жизни, тем больше поражаешься, какого масштаба была личность, — подводит итог разговора Ирина Винкевич. — В одной из своих лекций я перефразировала выражение Владимира Васильевича Стасова о М. Балакиреве: «Не будь Фролова, судьбы уральской музыки были бы совершенно другими». Это была уникальная личность — композитор, оставивший масштабное наследие, автор первых произведений на уральскую тему, и это прежде всего «Поэма об Урале», педагог, создавший свои школы — пианистическую и композиторскую, великолепный исполнитель и потрясающий организатор с лидерскими качествами. Подтверждением масштаба личности и достойными результатами его деятельности стали созданная им система музыкального образования, Уральская консерватория и филармония, а также организованный Союз композиторов Свердловской области.
Ранее мы рассказывали историю жизни Владимира Трошина — исполнителя песни «Подмосковные вечера». Легендарный артист провел свое детство в Свердловске. Прочитайте про Беллу Дижур — писательницу и маму Эрнста Неизвестного.
Также обратите внимание на историю свердловской примы Галины Умпелевой и легендарного ученого, в честь которого назвали улицу в Академе.