— Что помогает расслабиться после тяжелого спектакля, премьеры, когда руки-ноги дрожат? — спросили однажды Галину Умпелеву.
— 100 граммов водки, — ответила она.
Практически полвека актриса Галина Умпелева отдала Свердловскому театру драмы. Она добилась невероятного успеха, на спектакли с ее участием раскупали все билеты. По воспоминаниям коллег, она была не только талантлива, но и очень умна и остра на язык.
Биография Галины Николаевны полна тайн. Актриса никогда не делилась личным с широкой публикой, была скрытным и домашним человеком. Но некоторые подробности о ее жизни можно узнать из книги «Галина Умпелева: "Такая, какая есть"». Для работы над ней директор Свердловского театра драмы Алексей Бадаев беседовал с легендарной артисткой.
Мы продолжаем специальный проект «Свои в доску» к 300-летию Екатеринбурга. Это биографии горожан, которые много лет назад стали знаменитостями: написали книги, сделали большие открытия, спасли человеческие жизни. На очереди — история творческого пути Галины Умпелевой, а также теплые воспоминания ее коллег.
«Первое ощущение на сцене почти не помню, была как в бреду»
Галина Николаевна родилась в 1939 году в актерской семье в городе Троицке Челябинской области, но детство и юность провела в Кирове.
О своем отце Николае Ильиче Умпелева знала немного. Известно, что в Кировском театре юного зрителя у него было амплуа романтического героя.
В первые дни войны он ушел на фронт, в 1943 году попал в немецкий плен, где и встретил победу. После этого Николай Ильич еще четыре года провел в сталинских лагерях. После освобождения отец Галины домой не вернулся.
— В нашей семье это была очень больная тема, — говорила актриса. — При мне ее не поднимали. Поэтому я очень мало знаю о скитаниях отца.
Галину Умпелеву воспитывал отчим — актер Александр Иванович Малых.
В 1956 году Галина Николаевна из любви к точным наукам поступила в Кировский авиационный техникум (по другим данным — в политехнический институт). Однако, не окончив первого курса, была вынуждена уйти из-за внезапно выявленного туберкулеза.
Тогда родители пристроили дочь в театр суфлером за 400 рублей в месяц. А позже она начала заменять заболевшую актрису. Увидев талант Умпелевой, режиссер Павел Даусон принял решение ввести девушку в спектакль.
— Были неожиданные, как казалось, повороты. Несмотря на то что мои родители были актерами, я решила поступать в другой вуз, выбрала иную профессию. Но так сложилось, что пошла работать в театр — временно, была суфлером. Потом — классический вариант — актриса заболела, а я хорошо знала ее роль. Первое ощущение на сцене почти не помню, была как в бреду, а потом стала играть, — рассказывала она в 1999 году в интервью «Областной газете».
В Кирове 9 мая 1960 года Галина вышла замуж за актера Сергея Южина. Брак продлился чуть больше года, больше замуж актриса не выходила.
— Я знаю: не бывает так, чтобы у человека всё складывалось прекрасно — во всех отношениях. У кого-то лучше получается в театре, у кого-то в личной жизни. Потому что очень жесткая это организация — театр. Если ты ему полностью все силы не отдаешь — и тебе отдачи не будет. В своей судьбе я ничего не хотела бы менять. Хотя бы потому, что все равно было бы то же, ведь я есть я, — говорила Галина Умпелева.
«Я себя ощущаю просто актрисой, не более того»
В 23 года Галина Умпелева переехала в Свердловск. Родители со слезами на глазах отпускали дочку в другой город.
«Милый мой дружочек! Как же ты меня оставляешь? Желаю тебе в новой жизни найти свое счастье! А главное — обрести покой, помни: я тебе вечный и самый верный друг. Помни, что бы с тобой ни случилось, у тебя есть родной дом, где ты всегда будешь встречена как лучший в мире человечек. Плакать о тебе буду день и ночь. Милая моя доченька, будь доброй к людям, тебе тем же будут платить. Твоя мама», — оставила трогательное письмо Галине ее мама в день отъезда.
В Свердловске Галина Николаевна начала работать в ТЮЗе, зрители быстро полюбили ее игру.
— Успех Галины Умпелевой был настолько непривычно громким для города, что в ТЮЗ пошла студенческая молодежь, — писал журналист спустя 20 лет после ухода актрисы из театра.
По приглашению режиссера Меера Гершта в 1967–1968 годах Галина начинает работать в Воронежском драматическом театре. Ее дебютом стала роль большевички-подпольщицы Жанны Барбье в спектакле «Интервенция» по пьесе Льва Славина.
В 1968 году по личным причинам актриса вернулась в Свердловск в труппу Свердловского театра драмы, где осталась на 48 лет. Сейчас на здании висит мемориальная доска с надписью: «В этом театре с 1968 по 2016 год работала народная артистка РФ, лауреат Национальной премии России "Золотая маска" — "За честь и достоинство" Галина Николаевна Умпелева».
— Я начала работать в Кировском ТЮЗе и по личным соображениям хотела уехать. И вдруг меня видит режиссер из Свердловска и приглашает. Так повторилось еще дважды: когда я уехала в Воронеж, а потом вновь в Свердловск. Это просто чудо: возникает внутренняя готовность, потребность уехать, переменить что-то — и вскоре появляется возможность, — рассказывала Галина Николаевна в интервью «Областной газете».
Актерская жизнь Галины Умпелевой складывалась удачно. В 1971 году на всю страну прогремел спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"». В 1974 году его повезли на гастроли в Москву. Все свердловские актеры волновались, но показы прошли превосходно.
Однажды после спектакля Галину Умпелеву вызвали в директорский кабинет и сказали, что с ней хочет познакомиться некая американка. Это была Барбара Изард, известная театральная актриса.
— Когда я вошла, она говорит: «Это что-то потрясающее. У меня было такое впечатление, что вы моя соседка по Мемфису (все действия пьес драматурга происходят именно там. — Прим. ред.). Манера держаться, манера разговаривать, манера двигаться — то есть просто вы из нашего штата!» Это было очень удивительно, ведь я об этом ни одной секунды не думала. Я просто и думать не могла, потому что не знаю, как там всё происходит. Я этого не видела. Она посвятила мне новую главу в своей книге «Уильямс на русской сцене». Это приятно, конечно, — вспоминала Умпелева в одном из интервью.
С этим же спектаклем труппа отправилась в Ригу.
— Как-то в Риге на гастролях за 28 дней мы показали только «Трамвай "Желание"», где у меня роль Бланш, 14 раз, плюс были и другие постановки с моим участием. Вернувшись, я весила 45 килограммов. У меня просто не было времени набрать силы, — говорила Галина Умпелева.
Артистка сидела в гримерке и плакала от усталости, когда к ней зашел Юрий Васильев, партнер по сцене. «Галка, чего ревешь?» — спросил он. «Всё, игралка сломалась», — ответила Умпелева.
В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Галине Николаевне было присвоено почетное звание «Народная артистка РСФСР». Несмотря на свою популярность, она была скромной женщиной.
Однажды журналист спросил Умпелеву: «Каково это — быть примой?» Она ответила: «Да ни каково. Я не ощущаю этого. Абсолютно. Ну, во-первых, какова жизнь примы? Само понятие пришло с Запада. Что такое по западным меркам прима? Роскошные апартаменты. Роскошная машина с личным шофером, естественно. Обслуга полная. Самолет. Я этого ничего не имею. Поэтому я себя ощущаю просто актрисой, не более того».
В апреле 1999 года в театре отмечали 60-летие народной артистки и с небольшим опозданием 30-летие ее работы в театре драмы. Она вспоминала былое и подчеркнула, что лучшим временем в ее жизни был «промежуток между 30-ми и 40-ми годами».
— Для театра это очень благодатный возраст: первородность чувств сохранена и опыт приобретен. И, если попадаются в то время хорошие роли, есть прекрасная возможность реализовать себя. У меня это десятилетие было очень богатым на роли, — рассказывала Умпелева в интервью.
В репертуарном листе Галины Николаевны более 150 ролей: Бланш — «Трамвай "Желание"», Гелена — «Варшавская мелодия», Мона — «Безымянная звезда», Нора — «Нора», Раневская — «Вишневый сад», Линда — «Смерть коммивояжера» и многие другие.
— Перед спектаклем стараюсь прийти заранее. Это не значит, что сижу в уголке и с мыслями собираюсь, просто не люблю торопиться, дергаться. А кто-то предпочитает так: прибежал — и сразу на сцену. У всех по-разному, — говорила актриса.
«Была тишина, и только одна Умпелева хохотала»
В 1994 году в Театр драмы уже в качестве режиссера вернулся Николай Коляда, который с уважением относился к Галине Николаевне. Однако актриса не играла в его пьесах: не сложилось творческого союза.
— Коляда мечтал, чтобы я сыграла в его спектакле. Роня Белковская даже звонила мне, рассказывая, как Коляда плакал у нее на плече, так хотел со мной поработать. Предлагал различные варианты и даже написал для меня монодраму с посвящением. Я прочла первые десять страниц и вернула ему пьесу с вопросом: «Коля, почему же у тебя самое приличное слово в пьесе — "жопа"?» — вспоминала актриса.
— Я помню, как я работал в Театре драмы Свердловска. Соседям по квартире не понравилось мое поведение, и они, сильно преувеличивая (хотя мне бы хотелось, чтобы так и было), позвонили в театр и нажаловались на меня, — вспоминал Николай Коляда. — И вот идет партсобрание — общее какое-то, и директор театра Зинаида Алексеевна Черткова кричит, что «Коляда устраивает там на своей квартире оргии!». Была тишина, и только одна Умпелева хохотала, как сумасшедшая, и кричала: «Боже, какая прелесть!»
Редактор книги «Галина Умпелева: "Такая, какая есть"» Наталья Махлина была лично знакома с артисткой. Она рассказала E1.RU, что Умпелева была невероятной женщиной.
— Я была очень молоденькая маленькая девочка, когда мы с ней познакомились. У нее было редкое качество, она была очень умная, — поделилась воспоминаниями Наталья Махлина. — Она могла откровенно послать на все буквы, но никогда не устраивала эмоциональный бойкот. Я помню, как мы ездили в Пакистан на гастроли. Я ужасно боялась летать, и, когда мы обратно летели через Ташкент, я так тряслась, уже была готова остаться здесь, жить в этом аэропорту.
«Я помню, что она взяла меня за руку, завела в самолет, посадила рядом с собой и чем-то напоила. Я потом уснула и проснулась, когда прилетели»
Театр — это не просто работа, это жизнь
Последней ее ролью была Фонсия Дорси в драме «Игра в джин». В этом образе Галина Николаевна вышла на сцену 29 июня 2016 года.
Днями позже актриса узнала о своем диагнозе — рак пищевода. У Галины Николаевны не было семьи, и о ней заботились соседка и генеральный директор театра Алексей Бадаев. Галина Умпелева ушла из жизни в больнице 20 декабря 2016 года в возрасте 77 лет. В тот день по ней скорбел весь Екатеринбург.
— Когда добрались до больницы, моя спутница (Галина Николаевна. — Прим. ред.) невероятным усилием воли сконцентрировалась и сказала, что дойдет до приемного покоя сама, попросив меня только дать ей руку, чтобы опереться. Эти пятьдесят метров забрали у нее последние силы. Зайдя в здание, она бессильно рухнула на кушетку. Я позвал врачей, появился санитар с медицинским креслом, усадил ее и увез. У Галины Николаевны не было уже сил даже попрощаться… — написал Алексей Бадаев в своей книге.
Ранее мы рассказывали историю жизни Владимира Трошина — исполнителя песни «Подмосковные вечера». Легендарный артист провел свое детство в Свердловске. Прочитайте про Беллу Дижур — писательницу и маму Эрнста Неизвестного.
Также обратите внимание на подробную биографию Владимира Мулявина и его ансамбля «Песняры». Он родился в 1941 году в Свердловске, а детство провел на Уралмаше.