«Песня — это трибуна артиста, это возможность сказать людям что-то большое. Ведь что артист вложит в песню, то и получит слушатель. И когда я добиваюсь ответа, когда чувствую, что песня вызвала у сидящих в зале людей много мыслей и чувств, я ощущаю это как счастье», — говорил Владимир Трошин.
Мы продолжаем специальный проект «Свои в доску», приуроченный к 300-летию Екатеринбурга. Это истории горожан, которые много лет назад стали знаменитостями: написали книги, сделали большие открытия, спасли человеческие жизни. Каждый из них оставил свой след в истории города.
До сих пор «Подмосковные вечера» знают и поют в десятках стран мира. Во времена безумной популярности Владимира Трошина лучшие авторы предлагали певцу и актеру первым исполнить их произведения. Даже из неудачной композиции он мог сделать хит — именно поэтому его прозвали исцелителем песен.
Свою творческую и личную жизнь Трошин подробно описал в автобиографии «Мои годы — россыпь самоцветов», выпущенной за год до его ухода. Рассказываем реальную историю легендарного артиста и исполнителя, а также публикуем некоторые отрывки из его книги.
«Именно на Уралмаше я стал городским парнем»
Будущий артист родился в рабочем поселке Михайловском Свердловской области. В 1934 году Трошины перебрались в Свердловск, в дом № 17 на Ильича. Там в комнатке коммунальной квартиры ютилась вся большая семья.
Владимир всегда гордился тем, что жил в Свердловске: «Так велико было чувство признательности Уралмашу, который меня очень многому научил. Именно на Уралмаше я стал городским парнем и многое в жизни узнал и постиг».
На стене многоэтажки, где он провел детство и юность, висит мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1935 по 1943 год жил выдающийся деятель театра, кино и эстрады, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Трошин Владимир Константинович».
После начала Великой Отечественной войны в комнатку Трошиных подселили двух эвакуированных из Сталинграда, которые трудились на Уралмашзаводе. Из окна маленький Володя видел, как по улице Кировградской шла партия новых танков Т-34.
Отец Володи Константин Михайлович работал токарем на УЗТМ. Трошин запомнил его как человека, «талантливого во всем».
— Отец мой пел в такой самодеятельной оперной постановке «Жизнь за царя» Михаила Глинки заглавную партию — Ивана Сусанина. Могучий баритональный бас был у него, красоты необычайной… Так он любил музыку, мечтал о ней, — вспоминает артист в автобиографии.
Во время войны Константин Трошин стал сменным мастером механического цеха: проверял каждый выпускаемый снаряд. На нем была большая ответственность, и тогда он переехал жить прямо на завод. Из-за постоянного переутомления и шума отец Владимира умер от опухоли мозга в 1942 году. Ему было всего 52 года.
Мама, Анна Ивановна Баранникова, всю жизнь трудилась домохозяйкой, потому что детей было много — одиннадцать. Из-за голода на Урале братья и сестры Владимира умерли, еще когда были маленькими. Выжили только пятеро.
Старший брат Михаил воевал на фронте до окончания войны. Он летал на бомбардировщике. Немцы несколько раз сбивали летчика, но он оставался жив. Победу встретил в Берлине и умер уже в мирное время.
— Брат мой, летчик, потому и выжил в скитаниях по лесу в тылу врага, что сызмальства мы, Трошины, как вся ребятня в поселке, очень хорошо знали и понимали лес. Буквально каждую травинку знал, каждую ягодку, разбирался, какую можно употреблять в пищу, а какая, даром что нарядная, приманчивая, как есть волчья, ядовитая, — вспоминал Владимир.
Похоронив отца, Володя остался вдвоем с мамой. В девятом классе он перевелся в вечернюю школу рабочей молодежи и подрабатывал где подвернется. Тогда друг предложил ему пойти в клуб имени Сталина в драмкружок: «Пойдем хоть развеемся. Что ты, на самом деле? Ну и что, что война, ну и что, что нам худо дальше некуда, жить-то надо».
Несмотря на тяжелое голодное время, девятикласснику Володе было всё интересно. В клубе он и сыграл свою первую маленькую роль, но еще не думал с этим связать свою жизнь.
После некоторые ребята из драмкружка собрались поступать в Свердловское театральное училище. Володя решил составить им компанию. В конце прослушивания друзья силой впихнули его в комнату, где проходил экзамен. С перепугу он начал читать стихотворения, которые учил в школе.
«Извините, ради бога, я должен покаяться, — ответил я. — Я не поступал к вам, я не хочу быть артистом, это всё наши, уралмашевцы, меня впихнули помимо моей воли. Я пытался выкрутиться, но не получилось, извините», — описывает в книге Трошин.
Комиссия не отпустила юношу и приняла его в театральное училище, которое позже он окончит с отличием.
В военное время в Свердловск был эвакуирован МХАТ, поэтому в 1943 году в Театре оперы и балета проводился набор в актерскую школу-студию. На конкурс подали заявки 280 человек, но пройти удалось только четырем счастливчикам — одним из них был Владимир Трошин.
«Я бежал каждый день в театр как на счастливое свидание»
В 1943 году конкурсная комиссия МХАТа вытащила семнадцатилетнего Трошина из Свердловска в Москву. Первую роль — начальника штаба, лейтенанта Масленникова в пьесе Константина Симонова «Дни и ночи» — уралец сыграл в 1946 году.
По окончании школы-студии в 1947 году Трошин был принят в труппу МХАТа. Тогда его поселили во дворе театра в огромной комнате с четырнадцатью железными кроватями, где были «размещены пожарники театра».
— Я в свердловском кружке училась в Доме офицеров, там я познакомилась с Володей Трошиным, и нам наша учитель сказала: «А вас не возьмут, потому что вы не окончили десятилетку», но хорошо, что послушали знающих людей в актерстве, — рассказала в интервью телеканалу «Культура» Маргарита Юрьева, артистка МХАТа имени Горького. — Там человек триста было, а нас только трое прошло. Говорят: мы вас будем вызывать на конкурс на третий тур в Москву. Я вспоминаю, как было трудно тогда ездить, во время войны, ведь люди ездили в товарных поездах.
«Володе пришлось спать не на верхней полке, а на "верх-верхней" полке, которая была под потолком. Я помню, как он туда залезал»
За спектакль «Вторая любовь» актер получил Сталинскую премию. Когда во МХАТе шел спектакль «Двенадцатая ночь», родился второй Трошин: он начал петь так, как не мог никто. Это было началом его певческой карьеры.
В 25 лет он был награжден Сталинской премией за роль сельского изобретателя Ивана Яркина в спектакле «Вторая любовь». Трошин многие годы работал в Московском художественном академическом театре имени Горького, где создал огромное количество неповторимых образов по произведениям классиков.
Трошин ушел из театра, когда ему было 60 лет. В один момент его поставили перед выбором: уходи или меняй профессию.
— Решил уйти, потому что Художественный театр перестал быть для меня художественным театром — он стал каким-то другим. К тому же он разделился на две части, и у меня от того сумасшедшего азарта, который был, когда я бежал каждый день в театр как на счастливое свидание, [ничего не осталось] — это всё прошло, — рассказывал Трошин в интервью Евгению Гаврилову. — Пришли другие руководители, стала другая атмосфера, обстановка. Для меня он перестал быть тем Храмом, куда я ходил много десятилетий. Сорок два года я там проработал.
«Весь стадион встает... и он поет "Подмосковные вечера"»
В 1955 году начинает исполнять песни. Подлинным триумфом Владимира Константиновича стала песня Василия Соловьева-Седого и Михаила Матусовского «Подмосковные вечера». Она считалась визитной карточкой Советского Союза.
— И она стала гимном России. Я помню, я был еще студентом, по-моему, на последнем курсе: Ленинград, стадион, проливной дождь, ложи забиты... друг на друге сидели зрители, и вдруг на беговую дорожку выезжает ЗИМ, или ЗИС, и в плащ-баллоне Владимир Трошин… Весь стадион встает... и он поет «Подмосковные вечера». Популярность была сумасшедшая, — рассказал в интервью каналу «Культура» актер и режиссер Всеволод Шиловский.
Интересно, что сначала у этой песни было название похожее, но с совершенно другим смыслом: «Ленинградские вечера».
1956 год. Владимир Трошин подошел к автору песни Соловьеву-Седому: «Василий Палыч, давайте я попробую спеть эту вещь!» А он в ответ: «Отстань! Мы уже пробовали. Песня не получилась. И слова-то какие-то нелепые: "Речка движется и не движется..." Галиматья какая-то!..» В итоге певец настоял на своем, и уже в 1957 году композиция разлетелась по всему миру. Считалось, что лучше ее никто так и не спел.
Артист описал в книге, что государство получило с композиции многомиллионный доход, но так и не поделилось им с исполнителем — несмотря на бешеную популярность «Вечеров».
— Записал я ее в Доме звукозаписи, за что по существовавшим тогда расценкам получил 17 рублей 50 копеек. И больше с тех пор ничего, — написал Трошин.
В начале 60-х годов, когда Трошин приобрел устойчивую популярность в качестве эстрадного певца, в его почте неожиданно обнаружилось письмо от латвийского композитора Оскара Строка.
«Примерно тридцать лет, как я отошел от сочинительства музыки. Но теперь, поняв, что у меня в Вашем лице появился мой исполнитель, пишу Вам с предложением о встрече. Мы обязательно должны встретиться. Надеюсь, мы еще вместе что-то сотворим», — вспоминал слова композитора Трошин.
Владимир Константинович также дорожил воспоминаниями о встрече с Марлен Дитрих, когда она приехала с единственным концертом в 1964 году в Москву. Это выступление запомнилось публике на долгие годы.
— И вот мне звонят то ли из Министерства культуры, то ли из отдела ЦК партии: «Вам надлежит принять участие в концерте с Марлен Дитрих». Я говорю: «Как?» В ответ: «А вот будете исполнять первое отделение, а Марлен — второе», — вспоминал певец.
«Отношение к этой песне было у космонавтов особенное, как к их родному гимну»
В 1961 году готовился первый полет человека в космос. Оскару Фельцману поручили сочинить «космическую» песню без права на ошибку. Трошин впервые исполнил композицию «Четырнадцать минут до старта» («Заправлены в планшеты космические карты…»), за что космонавты навсегда полюбили его.
— Он (Фельцман. — Прим. ред.) мне позвонил: «Володя, срочно приезжай ко мне, задание боевое оттуда нам сверху спущено. Нужно немедленно, срочно записать», — вспоминал Трошин.
Летом 1962 года песню исполнили в космосе командиры кораблей «Восток-3» и «Восток-4» Андриян Николаев и Павел Попович.
«Если б знали вы, как мне дороги эти мстёрские вечера…»
Всю жизнь Владимир Константинович прожил только с одной любимой женщиной — своей женой Раисой Трошиной (Ждановой), балериной, которая двенадцать лет отдала сцене Большого театра. Они оба были невероятно талантливы и часто пели дуэтом.
В 1959 году у пары родился сын Константин. Он окончил лесотехнический и сельскохозяйственный институты, после чего посвятил свою жизнь природе. У него есть уже взрослый сын Владимир и дочь Полина.
В марте 2004 года Владимир и Раиса отметили круглую и завидную дату — 50 лет совместной жизни.
Последний концерт Трошина на Урале состоялся 1 июня 2006 года. Как все выступления певца, он завершился «Подмосковными вечерами», которые пел весь зал.
Последние годы актер жил то в Москве, в квартире на Ленинском проспекте, то — с весны до поздней осени — в поселке Мстёра (Владимирская область). Дом он отремонтировал собственными руками и даже помогал в восстановлении церкви в соседнем селе — Троицком. Там же Владимир Трошин частенько в компании за самоваром напевал любимую всеми песню, несколько изменив слова: «Если б знали вы, как мне дороги эти мстёрские вечера…».
Последнее выступление артиста прошло в Санкт-Петербурге вместе с государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы». Легендарный певец скончался в феврале 2008 года в Москве. Ему был 81 год.
Почитайте историю Беллы Дижур — писательницы и мамы Эрнста Неизвестного. Поэтесса и прозаик посвятила не одно стихотворение Свердловску. Также обратите внимание на подробную биографию Владимира Мулявина и его ансамбля «Песняры». Он родился в 1941 году в Свердловске, а детство, как и Владимир Трошин, провел на Уралмаше.
О других известных и выдающихся уральцах вы можете прочитать в нашем специальном разделе «Люди Екб».