— В детстве у меня возник вопрос: «Где моя рука, вырастет ли она вообще?» С этим я пошел к маме. Она сказала, что рука не вырастет. Я об этом с удовольствием рассказал всем своим друзьям во дворе. Потом подумал, что нужно как-то быть сильным, и начал искать, где обрести эту силу, — говорит 37-летний Илья Морковский.
Илья появился на свет в Хабаровске, кисти левой руки у него нет из-за врожденного порока развития. Всю сознательную жизнь он обходился без руки, а в 33 года узнал, что существуют киберпротезы. С тех пор Илья Киборг, как называют его друзья и подписчики в соцсетях, ведет блог, тестирует протезы и помогает другим нуждающимся людям получить их бесплатно.
Илья приехал в Екатеринбург по работе и поделился с E1.RU своей непростой, но вдохновляющей историей.
«Я долгое время прятал руку в карман»
С шести лет Илья занимается спортом. В детстве он перепробовал все возможные секции: скоростной бег на коньках, единоборства, но в итоге остановился на плавании.
— Как-то в школу пришли тренеры. В классе сидят 30 человек аналоговых и один полуаналоговый Илья. Тренеры спросили: «Кто хочет заниматься спортивным плаванием?» Я вижу, что в глазах моих одноклассников дикий страх, все боялись воды. Я подумал, если все боятся, то это та зона развития, куда мне нужно идти, — вспоминает он.
Илья «доплыл» до кандидата в мастера спорта и уже готовился к Паралимпийским играм в Пекине, но отказался от карьеры после допингового скандала.
— Я пришел в спорт доказывать честным путем, что можно достичь всего, а тут какой-то допинг. Это немножечко не вязалось с моей картиной мира. Я на тот момент понял: всё, что хотел себе доказать, я доказал. Вся школа меня уважает, и, несмотря на то что у меня нет руки, я клевый пацан, — рассказал Илья.
Илья рассказывает, что долгое время не мог принять себя и решил, что справиться с проблемой поможет выход на публику. Он занялся вокалом и 10 лет пел в группе Next Emercom, объездив с концертами весь Дальний Восток.
— Спасибо спорту, что сделал из меня целеустремленного и сильного. Я испытал все свои физические возможности. Спасибо музыкальной группе, которая убрала больше половины всех комплексов — и я перестал прятать руку, — отметил блогер. — Я долгое время прятал руку в карман, а с 14 лет начал ходить в майках, что для людей без рук — стоп-тема.
«Впервые в жизни я позволил себе плакать»
Илья — идеалист по жизни. Он с отличием окончил университет и стал квалифицированным тренером и менеджером спортивных команд. Правда, ни дня не проработал по специальности. С детства он мечтал стать врачом, но родители отговорили: «Не берут учиться с одной рукой».
— Я не хотел в спортивный вуз, я хотел стать хирургом. Зря тогда послушал маму, оказалось позже, можно быть классным хирургом, диагностом, терапевтом, педиатром и вообще абсолютно любым врачом даже без двух рук. Просто быть теоретиком или консультантом. Позже меня больше привлекала журналистика, музыка, какая-то общественная деятельность, — рассказал блогер.
В Хабаровске Илью стали узнавать на улицах, у него была хорошая работа, достижения в спорте и музыке, и хотелось расти дальше. Поэтому в 28 лет он решил переехать в Москву. Сначала устроился работать в банк в родном городе, а через год попросил о переводе в столицу.
— В Москве в конце переобучения называли фамилии всех сотрудников, которые приняты на новую должность. Кроме меня. В этот момент я понял, что будет происходить какая-то дичь. Ко мне подходит директор по продажам и таким томным голосом говорит: «В общем, ты понимаешь, мы не можем допустить тебя до работы. Приходит клиент в банк отдать свои деньги, а там сидишь ты». Мне сказали, что из-за руки я не могу работать с клиентами, но в этот же момент предложили должность курьера. То есть работать с клиентами банка я не могу, а работать курьером без одной руки — это «топ».
«Я забрал свою трудовую книжку, вышел. Не стал никак ругаться, просто подумал: говно случается»
Илья не расстраивался и надеялся быстро найти в Москве работу, однако еще год не мог никуда устроиться — по той же причине. С каждым отказом он переставал верить в себя. Приходилось вечером подрабатывать звукорежиссером в караоке, а днем ходить по собеседованиям.
— Где-то на пятидесятом собеседовании я перестал считать отказы, потому что меня каждый раз эта правда ранила. Ты приходишь, готовишься — и тебе снова говорят: «Нет, нет, нет, у тебя нет руки — нет работы» — это практически уничтожает тебя полностью. Помню, как пришел после последнего собеседования в съемную квартиру за «миллион тысяч долларов США» в Москве, лег на коврик и просто плакал. Впервые в жизни я позволил себе плакать, хотя я такой человек, который не плачет.
«Рыдал и думал: "Что этому проклятому миру нужно, что мне еще сделать, каким талантом нужно обладать, чтобы мне сказали "да"»
Все отказы Илья получил от российских компаний. Поэтому он рискнул и отправил резюме в международную. И со второй попытки услышал заветное «да».
«Наличие двух рук — это уже суперспособность»
В фармацевтической компании Илья проработал семь лет. А потом ему захотелось освоить новую профессию — фотографа. Именно тогда он задумался над тем, чтобы получить бесплатный протез руки, положенный людям с инвалидностью по закону. Для этого нужно было подготовить медико-техническое заключение — стартовый документ, который гарантирует получение протеза. Из-за того, что вся медицинская документация осталась в Хабаровске, оформление затянулось на год.
Тогда Илья решил написать генеральному директору компании «Моторика», которая создает современные протезы рук и помогает людям получить их за счет государства.
— На следующий день мне перезвонили, пригласили в компанию, и мы составили классный план по продвижению протезов, — рассказал Илья. — Мой запрос был на то, чтобы [рука] классно выглядела, но, помимо этого, в ней оказалось много функций, как минимум, [чтобы я мог] подержать два предмета одновременно: стаканчик с кофе в одной руке, телефон — в другой. Мне это полностью взорвало мозг, на самом деле. Можно больше не выбирать, что взять в руку?
Компания помогла Илье бесплатно получить тяговый протез руки, стоимость которого доходит до 350 тысяч рублей. Он работает за счет специальных тяг, которые приводят киберпальцы в действие при сгибании сустава кисти.
— Это простая механика, которая упрощает жизнь. Есть и другие протезы — бионические или, например, для людей с болевым синдромом после ампутации. Люди сейчас могут протестировать протез, который предотвращает боль, — поделился он.
Именно тогда Илья начал снимать контент про то, как пользоваться киберпротезом: что с ним можно, а что нельзя делать и сколько потребуется времени, чтобы научиться им пользоваться. Сегодня он официально работает в компании пилотом-испытателем протезов рук.
— Я учился через боль и «не хочу». Это правда такой сложный процесс, когда человек, получая протез, проходит период реабилитации. Например, у нас в компании при получении протеза происходит обучение бытовым вещам: одеться, обуться, переставить предметы, приготовить себе еду, убраться по дому, — рассказал Илья.
У «руки» есть свои суперспособности:
— Можно достать горячие яйца из кипятка, можно больше не пользоваться прихваткой, доставая противень из духовки, можно погладить кактус, можно потыкать в ядовитое растение, можно взять скорпиона, паука, таракана, в пчелку можно пальцем потыкать. Если вас заставить пожить один час с одной рукой, тогда вы поймете, что наличие двух рук — это уже суперспособность.
Единственное ограничение — протез выдерживает максимум 6 кг тяжести.
«Кто-то подбегает, передает привет Человеку-пауку»
После того как Илья начал носить киберпротез, забавных историй у него стало порядком больше — многие взрослые и дети нестандартно реагируют на руку:
— Детей я раньше боялся, потому что, когда ты без руки приходишь на детскую площадку, это просто кошмар. Если взрослые просто молчат и ничего не спрашивают, потому что это неэтично, то дети... Всё, что в голове, — тут же на языке, и даже не регулируют уровень громкости, когда говорят: «Мама, а что у дяди с рукой?»
А вот на киберпротез дети реагируют иначе, они считают Илью супергероем. Теперь он не боится появляться на детских площадках, скорее наоборот — делает это, чтобы на своем примере показать, что не иметь руки — это нормально.
— Когда дети видят, у них загораются глаза, они начинают биться в истерике: «Мама, мама, дядя — Железный человек». Кто-то подбегает, передает привет Человеку-пауку, кто-то передает привет Росомахе, кто-то говорит: «О, у тебя там бластер есть! Вау, а это что, перчатка Таноса? А щелкни пальцами!» Я понимаю, что эти дети — мое будущее и что к моменту моей пенсии всех людей с инвалидностью будут воспринимать адекватно. Не будет нормой, когда в тебя тыкают пальцем и задают неуместные вопросы, — с улыбкой говорит Илья Морковский.
Ранее мы публиковали большой репортаж о жизни спортсменки Оли с киберногами. Ее мама Юлия Долгошеева рассказала, что узнала об особенностях дочки только после ее рождения. Прочитайте также историю блогера с бионическими протезами. После личной трагедии он научился заново жить, а сейчас помогает другим людям.
Чемпион мира по паратриатлону Михаил Асташов родился без рук и ног. Из-за этого врачи убедили родителей отказаться от него в роддоме. Сейчас Михаил — профессиональный спортсмен-паралимпиец, который объехал полмира.