Главный парк Екатеринбурга 18 июня отмечает 90-летие. В честь этого юбилея мы собрали архивные снимки и поговорили с историком, культурологом и автором книги «Центральный парк культуры и отдыха им. Маяковского» Евгением Рабиновичем о том, как ЦПКиО строился и как прожил все эти годы. Историк рассказал об ошибках в изначальном проекте, постоянных увольнениях директоров, а также о том, как парк неожиданно расцвел в тяжелые для страны годы Великой Отечественной войны.
— Всё началось в 1931 году. Перед этим в Москве строится Центральный парк культуры и отдыха имени Горького — главный парк СССР. Провинциальные чиновники со всей страны приезжают туда, смотрят на всю эту красоту, возвращаются и говорят: «Хотим так же». Они начинают, как в Москве, строить парки культуры и отдыха, — рассказал Евгений Рабинович.
К тому времени в Свердловске были открыты Харитоновский парк, в котором отдыхали в основном рабочие люди, и парк имени Вайнера — некогда самый престижный в городе, как отметил историк.
Уже в 1932 году начинают строить Центральный парк Свердловска — самый большой в СССР. С ним невозможно было конкурировать.
Над проектом 1931 года работали архитекторы Алексей Маркович Дукельский и Вениамин Дмитриевич Соколов. Они проделали невероятную работу и создали парк в авангардном стиле (в стиле условного «функционализма»), однако на строительство образцовой площадки совершенно не было денег.
— Территория парка была от главного входа и до условного нынешнего Химмаша. Почему они сделали такую территорию? У меня ответов нет, потому что документов этого времени толком не сохранилось. [Вероятно] просто чтобы отчитаться перед столицей. Предполагалось, что в парке будут отдыхать 150 тысяч человек — это практически половина [тогдашнего] населения Свердловска.
«Представьте, что даже сейчас в наш парк Маяковского придут 150 тысяч в будний день. Они ошиблись изначально, выполняя заказ»
Гигантская территория, денег на нее, в общем, негусто. Все проблемы парка с этого и начались. Сразу понятно, что этот парк никому не нужен, что столько людей не придет, — добавил историк.
По проекту на территории ЦПКиО должны были появиться кинотеатр, американские горки, колесо смеха, кегельбан, парашютная вышка, стадион, летний театр, лодочная пристань и водная станция, пляж с солярием и аэрарием, дом обороны, тир, кафе, ресторан, столовая, эстрада для оркестра и многое другое.
Проект начали реализовывать. По словам Евгения Рабиновича, люди на строительстве парка работали буквально за еду: в начале тридцатых в стране было голодное время. В 1933 году «Центральный парк культуры и отдыха Управления коммунального хозяйства исполнительного комитета Свердловского городского совета депутатов трудящихся» открылся. Позже ему присвоили имя поэта Владимира Маяковского.
Но практически ничего из заявленного в проекте так и не построили. К лету 1934-го парк мог предложить горожанам только солнце, чистый воздух, сосны, пруд и три аттракциона.
— Во время строительства каждый год увольняли по три директора парка с формулировкой «за воровство». Когда в 1933 году парк откроют — там не будет ничего. Народ придет, а там будут сосны и дорожки между ними, им предложат танцевать под баян. Про детей все забыли, народ был дико возмущен, писали жалобы. Обещали в итоге исправиться в 1934 году.
«Когда посетители пришли, на одного человека была одна тысячная часть лодки, чтобы покататься, и одна десятитысячная карусели»
По словам историка, один из директоров парка просил, чтобы его уволили, но начальство отказывалось — других специалистов на это место не было. Тогда он пьяным специально подрался с милиционерами, но даже после этого увольнять директора не стали.
При написании книги Евгений Рабинович просмотрел огромное количество архивных документов. Он подметил удивительный факт: в 1930–1950-х годах в парке не хватало профессионалов, так как работать было некому. В то время, по словам историка, один человек исполнял сразу несколько обязанностей — на таких людях и держалась работа всего ЦПКиО.
— В протоколах заседаний первичной партийной ячейки парка информации совсем нет, потому что человек, который занимался документооборотом в парке, был безграмотным. Ты читаешь полтора часа, ничего не можешь разобрать, а потом появляется идеальный текст, каждая запятая на своем месте, — отметил автор книги.
Оказалось, что вести протоколы поручили сотруднице, работавшей одновременно и бухгалтером, и заместителем директора. И вдруг выяснилось, что она — жена и мать белогвардейцев.
— Ее берет НКВД, но руководство парка обращается (как мы предполагаем) к партийному руководству города, те в свою очередь обращаются в НКВД, и женщину отпускают, потому что без нее работа парка встала, — рассказал историк.
Через два года после открытия ЦПКиО в советской архитектуре начинается эпоха сталинского неоклассицизма, и построенный в авангардном стиле парк становится неугоден. Из Москвы поступает поручение: всё переделать. В 1936 году была построена деревянная арка центрального входа, открылись кинотеатр и летний цирк. Однако сделать всё задуманное снова не успели, началась Великая Отечественная война.
Поначалу парк использовали как полигон для мотострелкового разведывательного батальона Уральского добровольческого танкового корпуса, но уже в 1942-м открыли для посетителей.
— То время — это голод, холод, отсутствие одежды и постоянный страх за своих близких на фронте. Но когда у тебя появляется несколько часов на выходных, ты идешь в парк, и там цветы, играет музыка, танцы, цирк, показывают фильмы, люди стараются красиво одеться. Парк стал свердловским раем, где люди забыли про войну, — пояснил Евгений Рабинович.
В период с 1950 по 1960 год парк пережил основательную реконструкцию. Тогда здесь поставили скульптуру Владимира Маяковского.
Переделали парк, как и планировали, в духе «сталинской неоклассики». По словам историка, центральная арка была финалом всей реконструкции.
— Как только всё построили, умер Сталин, и тогда сказали: «Ребят, это всё не нужно, переделываем, потому что у нас теперь оттепель». А как переделывать — никто не знал, — объяснил исследователь.
Несмотря на постоянные перемены, в 1957 году ЦПКиО было присвоено звание «Парка отличного отдыха». За последние десять лет его трижды называли «Лучшим парком культуры и отдыха».
— Период оттепели был лучшим в жизни парка, потому что из Москвы указаний не было. Руководство, чтобы не брать на себя ответственность, просто поставило людей у входа и провело опрос посетителей: «Что вы хотите, чтобы было в парке?» Впервые там начали делать так, как хотели люди. И если не было ресурсов, горожане сами участвовали в создании ЦПКиО. Позже прошел смотр 1100 парков СССР, и победил свердловский, — рассказал историк.
Например, в любом городском парке есть лавочки, но они ограничивают обзор. Горожане были этим недовольны и предложили сдавать в аренду шезлонги.
В 1960 году на территории ЦПКиО открылась Малая Свердловская железная дорога имени Н. А. Островского. Она стала местом притяжения для самых маленьких посетителей парка.
— В оттепель детям разрешали управлять паровозом. Это детская железная дорога в прямом смысле — там дети управляли составами. Была запредельная степень свободы, но понятно, что под присмотром взрослых, — рассказал Евгений Рабинович.
28 августа 1963 года у центрального входа открылся планетарий, в котором можно было увидеть звездное небо на всех широтах, суточное вращение звезд, расположение планет.
С 1964 года начинается эпоха брежневского застоя. Москва разрабатывает методички, из-за которых парк теряет тот самый почетный статус «для всех».
— «Парк летом», «Парк зимой» — там было всё расписано по месяцам. Понятно, что в разных регионах СССР разный климат, и при этом нужно делать так, как сказали сверху. В итоге парк провинциализируется. У соседей в Перми и Челябинске в это время всё было намного лучше, — объяснил историк.
От парка начинают отгрызать куски. Он деградирует и понемногу приходит в запустение.
— В актуальные для нас времена директором парка назначают генерала, который окружает его зеленым армейским забором и создает в нем целый мемориальный комплекс, — рассказал Евгений Рабинович.
Он имеет в виду генерала Романа Шадрина, который руководил ЦПКиО в 2015–2019 годах.
— В последующем назначили прогрессивного директора (Екатерину Кейльман. — Прим. ред.), из, условно говоря, сферы культурного досуга. Парк начал зарабатывать. Центральная часть стала ухоженнее, но при этом он стал не для всех, слишком дорогим. Также в нынешнем парке убрали все цветы, заменив их кустами.
«Это, насколько я знаю, единственный парк России, где нет цветов вообще, потому что это дорого, их нужно сажать каждый год»
В 2021 году Екатерину Кейльман на посту директора сменил ее заместитель Павел Зубакин. В интервью E1.RU он рассказал, как планирует менять ЦПКиО.
Посмотрите еще несколько архивных фотографий парка.
В парк Маяковского вернут легендарный аттракцион (три года назад его признали опасным и снесли). А еще посмотрите, как в ЦПКиО отреставрировали заброшенную летнюю эстраду. Раньше на ее месте был склад.