В Екатеринбурге прошла премьера фильма «Содом. Кара Господа». Картина с таким многообещающим названием представляется эпосом от Джорджа Лукаса, Джеймса Кэмерона или, если угодно, Федора Бондарчука. Но это документалка, которую снял Павел Астахов — адвокат, герой светской хроники и автор одной из самых неуместных реплик в истории. «Как поплавали?» — спросил он у детей, выживших в трагедии на Сямозере в 2016 году.
После этого Павел Астахов ушел в отставку с поста детского омбудсмена и редко становился героем новостей. Незадолго до увольнения он приезжал в Екатеринбург с публичным визитом. Тогда он поразил всех своей страстью снимать всё на айфон.
За много лет любовь к съемкам прогрессировала и выросла до того, что Астахов стал соавтором почти полуторачасового документального фильма. Бывший чиновник, адвокат и телеведущий замахнулся на тему Содома и Гоморры — двух ветхозаветных городов, которые Бог уничтожил огнем за грехопадение их жителей. Тема религии для автора не нова, он уже три года ведет две программы на православном телеканале «Спас».
Логично, что на следующей день после презентации фильма в столице Астахов прилетел с показом в Екатеринбург. Не зря же уральскую столицу называют «городом бесов» некоторые коллеги известного телеведущего, да и единственный спонсор картины «Сима-ленд» Андрея Симановского располагается тут же. Эта компания, кстати, и обеспечила весенним воскресным вечером аудиторию документалке — пятитысячник «МТС Live Холла» был полон в основном сотрудниками «Сима-ленда».
Обстановка была вполне светской. В фойе играл оркестр, рядом развернули фотозону с названием фильма «Содом. Кара Господня». И вроде бы не было ничего примечательного в этом баннере — кроме, разве что, его размеров. Однако люди один за другим с улыбкой позировали для кадра. Непонятно было, что заставляет их улыбаться: мысли о жизни, которую вели когда-то в городе грехов, или то, что его в итоге настигло наказание свыше.
На фоне этого же баннера перед фильмом выступил и сам Астахов. Он по-прежнему безукоризненно выглядит и прекрасно говорит на публику. Адвокат поведал, что Содом не остался в прошлом, он есть в настоящем и будущем по всему миру, включая Россию.
— Плоды этого Содома мы видим сегодня везде. Не только на Западе загнивающем и пропадающем (хотя они так не считают), но и у себя мы видим ростки недружелюбия, негостеприимства. Например, отдельный грех Содома был — это судьи, которые были абсолютно неправосудными. Их запомнили на века под прозвищами Лжец, Взяточник, Кровопийца. А что мы видим сегодня, какие решения выносятся? Вот на юге России чуть не всю судебную верхушку раз — и уличили во взятках (речь о деле ростовских судей. — Прим. ред.). Вот что происходит, когда забывают, что такое закон человеческий и закон Божий. История Содома про это, — изрек Астахов.
За Ростов после этого стало немного тревожно.
Митрополит Евгений признался, что он еще не видел фильм и потому находится «в трепетном ожидании» показа. Почему Бог, который есть любовь, залил огнем и серой два больших города? Что такого должно было сделать общество? Ответ на это он, казалось, хотел получить из документальной картины.
— Это тоже было проявление любви, чтобы уберечь народы от повторения каких-то очень неправильных вещей. Каких? Для меня очень важно прикоснуться к этой тайне, которой уже несколько тысяч лет. Сегодня содомские грехи выносятся из правового поля, говорят, так надо поступать! [Надеюсь], что жители нашей страны увидят, ужаснутся и вынесут правильные уроки, и смогут жить так, чтобы Бог не был вынужден проливать гнев на нас с вами, — сказал митрополит.
Перед началом фильма оркестр сыграл вагнеровский «Полет валькирий» и «В пещере горного короля», под которые на большом экране крутили пейзажи побережья Мертвого моря. На сцену поднялась съемочная группа, Павел Астахов повторил всё, что пятнадцатью минутами ранее поведал журналистам, и рассказал о необычайных сложностях, которые пришлось мужественно преодолевать в работе над фильмом и после него.
— В адрес авторов программы поступали угрозы, сложно было проводить премьеру в Москве. На съемках каждый день нам что-то мешало. У нас ломался автобус, случились два теракта. Нам мешали мигалки, вой сирен, стрельба. Мы застряли в зыбучих песках. Библия упала на голову нашему оператору. Он сказал, что это знак, и пересел, а через 15 минут в автобусе разбилось стекло и осколки посыпались на то место, — поведал Астахов о чудесах и трудностях экспедиции.
В самом начале картины Астахов, уже в кадре, пообещал провести «расследование» и выяснить, где на самом деле находились Содом и Гоморра. В конце оказалось, что найти что-то новое во время непродолжительной экспедиции по берегам Мертвого моря неимоверно сложно, тем более что библейские места давно изучены профессиональными историками и оформлены как достопримечательности. Зато зрители видят красоты исторических пейзажей и знакомятся с историей поисков Содома и Гоморры.
Кроме того, адвокат опустился на дно у берега Мертвого моря. Чтобы погрузиться под воду, ему пришлось навесить на себя 72 килограмма свинца. На дне ничего, кроме соляных кристаллов, не обнаружили, но такого дайвинга у Астахова наверняка еще не было.
Авторы фильма трижды делали вставки с отсылками к современности. Нам показали двух беременных Кенов, травести-шоу, гадалок, тарологов и экстрасенсов.
— Чародеи станут героями интервью в модных журналах, гороскопы начнут публиковать в газетах, на телеканалах появится цикл передач, посвященный экстрасенсам. В цифровой паутине, опутавшей мир, начнут проводить даже международные турниры. Греховные страсти обретут поистине глобальный масштаб! — рассказывает ведущий.
Поиски привели Астахова в город Мадабу, в храме которого есть мозаичная карта-панно. По этой карте ведущий нашел пещеру старого Лота, племянника Авраама, который только и сумел спастись со своими дочерями от кары небесной а позже укрылся в этой пещере. Оказалось, что она давно обустроена как достопримечательность и обследована учеными. Адвокату не осталось ничего, кроме как присоединиться к выводу ученых о том, что два разрушенных города в окрестностях Мадабы и есть легендарные Содом и Гоморра.
— Чем больше среди нас будет жить достойных, праведных и честных людей, тем выше наши шансы спасти мир, — подытоживает Астахов в кадре на фоне титров. Не поспоришь. Впереди еще телепремьера четырехсерийного фильма. Первую серию покажут уже 10 апреля на телеканале «Спас» в 23:30 по времени Екатеринбурга.
После фильма зрители спешили разойтись по домам.
— Очень серьезный фильм, есть о чем задуматься, мне понравился. Не жалею, что согласилась с мужем пойти. Он у меня в «Сима-ленде» работает, — рассказала Татьяна.
— Такой, средненький фильм. Очень много научных фактов, на мозг давит. Я этого и ожидал, но сюжет слишком простой, — поделился Вячеслав, сотрудник «Сима-ленда».
Найти среди зрителей тех, кто не работал бы в «Сима-ленде» или не был бы родственником сотрудников, оказалось непросто. На фоне молодых ребят и девушек выделялась компания пенсионерок.
— Очень понравилось! — в один голос заявили они. — История, которую мы знали, но не в таких подробностях. Мы ходим в храм, нам настоятель сказал про фильм и мы приехали из Верхней Пышмы.
Фильм актуален и для современности, отметили пенсионерки. Но, в отличие от авторов, они знают, что Россию Бог сбережет.
— Мы приблизились [к состоянию Содома и Гоморры]. Что творится на Западе, что у нас творится на Украине! А нам, думаю, это не грозит. У нас тоже хватает грешников, но не настолько. Мы страна, которую любят Бог и Богородица, — уверенно объяснила одна из женщин.
Значит, конца России в ближайшее время не случится.
Посмотрите, как в Москве показывали лучший балет Урала. Также почитайте репортаж с концерта самого популярного певца в стране.