Известный российский фотограф Юрий Феклистов всегда оказывался в нужном месте и в нужное время. В его объектив попали многие мировые знаменитости: президенты, первые леди, народные артисты, звезды Голливуда, великие писатели и актеры. Он фотографировал Бориса Ельцина с момента его победы на выборах и до самой смерти, а своей визитной карточкой считает снимок Мстислава Ростроповича с автоматом в руках.
Юрий Феклистов приехал в Екатеринбург, чтобы показать уральцам самые известные снимки и рассказать о встрече с героями. Лекция прошла в «Ельцин Центре».
Самый молодой фотожурналист
— Папа подарил фотоаппарат, когда мне было одиннадцать лет. Я начал фотографировать в детском лагере «Огонек», а уже в старших классах стал ходить в фотокружок Дворца пионеров на Ленинских Горках, — вспоминает Юрий Николаевич.
В 1984 году он окончил операторский факультет ВГИКа. Во время учебы сотрудничал с газетой «Комсомольская правда» и его фотографии печатались всю неделю на страницах газеты, выходившей тиражом в 22 миллиона экземпляров.
— Мне тогда было 23 года. Эти кадры были не постановочные, репортажные, живые, где мужчина с картошкой по грязи идет. Журналист тогда писал репортажи с моих слов, — рассказал Юрий Феклистов.
Во время своей первой поездки за границу, в Болгарию, Юрий Феклистов сделал экстравагантные снимки. Правда, для интересного кадра нужно было попросить разрешения.
— Нам девушка понравилась, и мы с моим коллегой Сергеем ее сфотографировали. Она с мужем загорала, узнала у него, можно ли попозировать топлес, и он ее отпустил. Для нас, советских комсомольцев, [в то время] увидеть девушку на пляже без лифчика… Это сейчас всё можно, — вспомнил фотограф.
В 1988 году Юрия пригласили в легендарный журнал «Огонек», где он стал самым молодым фотокорреспондентом. Он проработал в журнале до 2001 года, а сейчас работает в пресс-службе Первого канала.
Булат Окуджава
В 1994 году в журнале «Огонек» была запланирована публикация новых стихов Булата Окуджавы. Для фотосъемки Булат Шалвович пригласил фотографа к себе на дачу.
— Это был конец октября, выпал первый снег, было холодно. Я захожу к нему продрогший и говорю: «Так долго к вам идти». Он отвечает: «Давайте согревайтесь». Он тогда компот из яблок сварил, — вспоминает фотограф. — Сейчас [в этом доме] музей Окуджавы, но тогда он так жил.
«У Окуджавы было такое выразительное лицо, что снимай сколько угодно»
После его смерти я подарил Ольге Владимировне, его жене, снимки, она сказала: «Я никогда не видела, чтобы он османскую шапочку надевал, видимо, здесь он захотел выглядеть грузином». Очень хороший человек был.
Сезария Эвора
— Во время кинофестиваля в Каннах моя подруга Наталья Беляева привезла ее в Москву (Сезария Эвора — знаменитая певица родом из Кабо-Верде, государства в Западной Африке. — Прим. ред.), мы с ней договорились и сделали первый концерт в центре Васильева [новом здании театра Анатолия Васильева в Москве]. Я тогда сделал репортаж с закрытого концерта. Мы этим подогрели к ней интерес и потом сделали еще два концерта в Малом театре, а потом в «Олимпийском». Я ее возил на своей машине, и у меня стояла кассета с Булатом Окуджавой, и Сезария спрашивает через переводчика: «А кто это поет?» Я говорю: «Сезария, это типа тебя, только у нас в России был такой Булат Окуджава». Она ответила: «Какой хороший был», — рассказал Юрий Феклистов.
По его воспоминаниям, Сезария Эвора «курила, пела босиком и в перерыве пила коньячок». Музыканты ее обожали. Руки ее были в ожогах, ведь она всегда просила, чтобы в отеле была гладильная доска с утюгом.
— Ела только каре ягненка и картошку фри. Мы ее повели в ресторан «Пушкин», а водителя послали в «Макдоналдс» за картошкой фри, — вспомнил фотограф.
Борис Ельцин и Наина Ельцина
— Я его начал снимать в первый раз в 1989 году, когда были выборы [в народные депутаты СССР]. Он пошел избираться по первому округу, а для того, чтобы зарегистрироваться, улетел тайно в Березники. Я ходил месяц хвостиком за Борисом Николаевичем, ездил за ним в разные места, — рассказал Юрий Николаевич.
Бориса Ельцина избрали председателем Верховного Совета. На фото ниже он в первый раз в этой должности заходит в Кремль.
Ельцины любили отдыхать в Кисловодске. Юрий Феклистов много лет снимал всю семью Бориса Николаевича и до сих пор дружит с его близкими.
Мстислав Ростропович
Юрий Феклистов рассказал, как фотографировал легендарного музыканта Мстислава Ростроповича. В 1974 году он уехал из СССР, через четыре года был лишен гражданства, а в 1990-м вернулся в Россию.
— Я его снимал в аэропорту, потом в Москве, а потом поехал за ним в Ленинград. Я тогда работал в «Огоньке», и вот он приезжал туда с Армандом Хаммером (американский коллекционер искусства. — Прим. ред.), который дружил с Лениным. Он вывез половину яиц Фаберже, много икон, четверть Эрмитажа и за это построил нам фабрику «Сакко и Ванцетти», — рассказал фотограф. — Арманд Хаммер в тот приезд, есть такая байка, пошел в мавзолей Ленина. Ему говорят: «Простите, сегодня санитарный день, мавзолей закрыт».
«Он: "А для меня открыт". Достает из пиджака бумажку: "Прошу пропускать товарища Арманда Хаммера ко мне в любое время дня и ночи. В. И. Ленин"»
— В шесть утра звонит режиссер и говорит: Горбачева убили (он так думал), в стране путч. С моей парламентской аккредитацией меня пустили в Белый дом.
«И я набрел на радиостудию и увидел такую картину: Ростропович сидит с уснувшим охранником, у которого автомат лежит на коленях»
Ростропович взял у него автомат и стал в руках крутить. Юра, охранник, мы с ним до сих пор друзья, рассказывал потом, что тоже с автоматом дела раньше не имел, ему Коржаков (сотрудник госбезопасности СССР, начальник охраны Ельцина. — Прим. ред.) дал и сказал: стреляй в воздух и кричи, что тут Ростропович, — вспоминает Юрий Феклистов.
— Я приходил к нему домой в парижскую квартиру. И он разбирал подарки, показывал золотые виолончели. Я говорю: «Мстислав Леопольдович, а какой подарок здесь для вас самый дорогой?» Он достает бумажку, вот эту записку Альфреда Шнитке (советский и российский композитор. — Прим. ред.), которую он писал три дня после второго инсульта, — рассказал фотограф.
Владимир Путин
Юрий Феклистов фотографировал Владимира Путина, когда тот исполнял обязанности президента и в самые первые минуты после выборов. Он снимал, как Борис Ельцин следил за выборами своего преемника. Ночью Феклистов отправился в штаб нового президента России.
Королева Елизавета
В 1994 году королева Елизавета приезжала в Москву с официальным визитом.
— Я дружил с Коржаковым, и он сказал своим сотрудникам, что я буду работать в режиме личного фотографа. Я мог двигаться и делать какие-то кадры, которых у других не было. Окна машины [королевы] всегда были чисто вымыты, она махала всем. Она работала королевой. Елизавета понимала, что люди видят ее в первый и в последний раз в жизни. Она всегда надевала яркие наряды, я прочитал — чтобы выделяться, — объяснил Юрий Феклистов.
Принцесса Диана
В 1995 году в Москву на несколько дней приезжала принцесса Диана. Тогда прессу пускали очень ограниченно: два английских фотографа и два российских.
— Очень красивая женщина была, высокая. Мы с коллегой забежали за кулисы и спокойно ее там сняли. А в Оружейной палате ее очень заинтересовали кареты, — поделился фотограф.
Юрий Любимов
В объектив именитого фотографа попал и театральный режиссер, худрук и директор Московского театра на Таганке Юрий Любимов. В 1984 году его лишили гражданства. До возвращения в Россию Любимов работал в Израиле, США, Скандинавии, Франции, Италии и Германии, а его приезд на родину удалось застать Юрию Феклистову.
— Я только перешел в «Огонек», это была моя первая съемка для журнала. И я услышал, что прилетает Любимов, и попросил, чтобы эти десять дней я его снимал. Это время я за ним пробегал по Москве. Он тогда на разведку приехал: стоит возвращаться или нет. Это был 1988 год, его шесть лет не было в Советском Союзе. Потом мы поехали на кладбище, там были его дедушки и бабушки, а потом ему показали могилу дочери Пушкина, — вспомнил Юрий Феклистов.
— Я ехал в одной машине вместе с [актером] Вениамином Смеховым. И Смехов его спрашивает: «Юрий Петрович, а у вас собака есть?» Он говорит: «Веня, у меня собаки нету. Собака нужна в доме, а дома у меня нету. Я то в Израиле, то в Риме». И тут мы выходим из машины — лежит бездомный пес. Получился символический снимок, — рассказал фотограф.
— Я придумал еще в аэропорту кадр, как Юрий Любимов заходит в свой кабинет с автографами великих людей на стенах в Театре на Таганке. Договорился тогда, и вахтерши меня пустили. Пришел и сразу сел под стол в кабинете. Получилось, — объяснил Юрий Феклистов.
Также Юрий Феклистов фотографировал таких знаменитостей, как Жерар Депардье, Михаил Жванецкий, Арсений Тарковский, Егор Гайдар, Михаил Горбачев, Марсель Марсо, Александр Солженицын, Борис Немцов, Ричард Гир и Майкл Джексон. Как ему это удавалось? Секрет прост — доверие и талант. Посмотрите архивные фотографии.
Ранее мы писали об уральском фотографе, который 20 лет выяснял, чем похожи Невьянская и Пизанская башни. Екатеринбуржец создал авторский альбом и пришел к удивительным выводам. А еще публиковали уникальные фото «капсулы времени», которую заложили на Плотинке 50 лет назад. Вы удивитесь, когда посмотрите, что там внутри! Обязательно почитайте наш материал о том, как екатеринбуржец снимает звезды и галактики. Его не останавливает ни отсутствие астрономического образования, ни цена на телескопы.
Также мы делали материал о том, как легендарный Вениамин Метенков стал первым уральским фотографом.
Все самые важные новости мы оперативно публикуем в телеграм-канале E1.RU. Обязательно подпишитесь на него!