— Как-то подошел один мальчик, официант, когда мы выступали в Москве. Подносит тарелку и говорит: «Моя девушка любит ваше творчество, сделаете автограф на тарелке?» А мы его спрашиваем: «А вы?» Он в ответ: «А мне не нравится». Зато честно, молодец! — вспоминает один из участников театра «Квартет И» Камиль Ларин.
Актер театра и кино, заслуженный артист России и один из основателей «Квартета И» прославился благодаря роли электрика Камиля Ренатовича в спектакле «День выборов». Образ персонажа со схожим прошлым так сильно прилип к артисту, что многие до сих пор называют его именно так (настоящее отчество Камиля Ларина — Шамильевич. — Прим. ред.).
Мы поговорили с Камилем Лариным о пользе юмора и героях нашего времени.
«Мы так воспитывались, когда нужно было одно дело закончить, а потом перейти к другому»
— Вы выучились на электрика четвертого разряда, а потом поступили в ГИТИС. Почему решили уйти в творчество?
— Я давно хотел уйти в творчество, просто не представлялось возможности в тот момент. Когда еще учился в техникуме, я поступал в саратовский театральный вуз, но родители попросили меня не бросать техникум. Мы так воспитывались, когда нужно было одно дело закончить, а потом перейти к другому. Я действительно доучился, родители были довольны.
«Когда пошел работать электриком, они говорили: "Ну всё, профессия в руках!" Я два года проработал и сказал: "Хватит"»
Мама, конечно, расстраивалась, но мы же выполнили все свои обещания. Спустя годы она поняла, что моя профессия приносит свои драгоценные плоды. Тогда ее подруги и родственники стали говорить: «Видишь, Роза, сын был прав!» А когда она приходит на спектакли, ей очень приятно, что я ее представляю — она гордо встает как мама Камиля.
— Родители как-то оценивают вашу работу?
— Жизнь сама расставляет оценки. Папе главное, чтобы деньги платили: «За это платят?» Я говорю: «Да, за это платят». А маме важно, чтобы зритель был. Это как в том анекдоте: мама звонит сыну в Америку, а она в СССР на переговорном пункте, и говорит: «Сынок, как у тебя со стулом?» Он говорит: «Всё хорошо», — и попрощались. Ее подслушал какой-то рядом сидящий мужик и говорит: «Женщина, а как так? Вы живете в Советском Союзе, он в Америке, вы его давно не видели, столько вопросов накопилось, а вы спросили «Что со стулом?». Она говорит: «Да. Самое главное я у него спросила. Если у него со стулом хорошо, значит, он питается хорошо. Раз он питается хорошо, значит, у него есть деньги. Если есть деньги, значит, есть хорошая работа».
— В одном из интервью вы вспомнили историю, которая произошла на концерте в Екатеринбурге, когда женщина ушла с вашего выступления со словами: «А "Уральские пельмени" все-таки гораздо лучше!» Удалось тогда ее найти?
— Это гениальная история, она мне очень нравится. Нет, эту женщину мы не видели больше. Когда мы играли очередной спектакль «Квартетник» в Екатеринбурге, я как раз рассказывал этот эпизод на выступлении, мы его включили в истории. Мы бы очень хотели встретить эту женщину, но наверняка она не придет, потому что она тогда ушла, и это было серьезно.
— А как бы вы охарактеризовали уральскую публику?
— Вчера на спектакле мне показалось, что зрители на чем-то сосредоточены, не очень расслаблены. Может, [потому что] у нас тема такая была — «Один день из смерти Вадика Беляева», и, может быть, он не настолько смешной, как «День радио». Здесь больше тем поднимается для того, чтобы задуматься. Мне кажется, что уральские женщины и мужчины более серьезные, чем могли бы быть. Но нормально, пока еще все вылезаем из зимних спячек. Уральский зритель — зритель хороший, но, может быть, не такой эмоциональный.
— Где-то еще вам встречались суровые зрители?
— У нас был эпизод в Грузии. Играли «День радио» — смешной спектакль, там минуты не проходит, чтобы не было репризы (короткий шуточный номер. — Прим. ред.). Сидели очень серьезные грузины, и они не проронили ни одного словечка за весь спектакль. Мы поняли, что это провал. Однако в конце были невероятные десятиминутные овации: по два огромных букета, невозможно было себя увидеть через эти кусты.
«Каждый думает, что мы живем этими фразами»
— Вам наверняка часто говорят, что люди выросли на ваших фильмах и спектаклях. Чем такие люди отличаются от других?
— Пока они не скажут, ты об этом не узнаешь. Люди же очень скрытные твари, в смысле божьи, но твари. Они не подвержены каким-то симптомам, вообще в толпе редко кто выделяется. Например, люди в Москве стараются не выделяться и тебя не замечают.
«Идешь, например, по Питеру или Екатеринбургу, где люди поднимают глаза от пола, они видят, что это ты»
Помню, в Москве час шел по улице, и никто не обращал внимание, я подумал: «Ну и хорошо, публичное одиночество». Не могу сказать, что они как-то выделяются. Они могут при встрече что-то такое процитировать, чего ты уже не помнишь. «О, Люба!» Какая Люба? А, это же из фильма «День выборов»! Каждый думает, что мы живем этими фразами.
— В фильме «О чём говорят мужчины» есть фраза: «Взрослых нет, есть постаревшие дети». Как вы бы объяснили эту цитату?
— Это детскость, некий инфантилизм. Мы же всё равно остаемся детьми, пока живы, дай Бог, наши родители. Моим родителям за восемьдесят, мне 56 лет, а я всё равно ребенок. Я хоть и отец троих детей, но я ребенок. Я недавно только разговаривал с кем-то из детей, они спрашивали: «А что значит взрослые дети?» Вот вырастает, он вроде бы взрослый, но любит какие-то игры. С одной стороны неплохо, с другой стороны, например, не по возрасту, ему 45 лет, а он прыгает и ведет себя как придурок.
«Тут нужно почувствовать определенную грань, потому что странно ходить на дискотеки с молодежью, когда тебе под полтинник»
Я видел, как это нелепо смотрится. Однако хорошо быть ребенком в какие-то моменты: это беззаботное существо, потому что родители занимаются всеми твоими проблемами. Тебе нужно лишь хорошо учиться, заниматься спортом, чистить зубы — круг-то небольшой, и поэтому ты счастливый. Не все это могут сохранить, не обязательно превращаться в суровых дядек, потому что так положено.
— Герои фильма постоянно говорят о женщинах. О чём все-таки говорят мужчины сегодня?
— Опять же, смотря какого мужчина возраста. Я думаю, что, пока он мужчина, естественно, он говорит о женщине. Может быть, не в такой острой форме. Если говорить о наших мужчинах в первом фильме, то у нас больше затрагивалась тема отношения с женщиной, потому что она вот такая вот.
«Мы не очень понимали женщин в тот момент, но сейчас мы чуть больше уже понимаем, уже больше знаем, что от них ожидать»
Если раньше были эмоции более открытые, оголенные, нас прямо будоражило, то сейчас: «Ну, понятно, это вот так». Опыт появился, и о женщинах в другой обостренной степени говоришь. Я надеюсь, что тема дружбы до сих пор жива, хотя у многих уже есть обособленность. Мы закрываемся в своих каких-то кружках. Можно еще добавить интернет, где обсуждаются темы, которые происходят в мире. Этот поток информации ты, естественно, будешь обсуждать.
— Недавно вышла четвертая часть «О чём говорят мужчины». Как вы сами поменялись за это время?
— Стало больше опыта в отношениях с миром, женщинами и друзьями. Мы стали спокойнее и повествовательнее, но тем не менее темы есть.
«Это не брюзжание пожилых дяденек. У нас происходят разговоры мужчин, а не дедушек»
Поменялись форма, содержание и острота, но я очень надеюсь, что интерес остался, потому что я слышал много мнений людей разного возраста 20–60 лет. Молодежь часто говорит: «Это всё про нас». Это хорошо, что такой разброс, не узкая возрастная аудитория. Может, мы и не такие молодые, как в первом фильме: там была какая-то движуха, а здесь понятно, что у каждого много проблем, реже стали встречаться. Нам, мужчинам, важно (как и женщинам) находиться в мужской компании: баня, стадион и просто встречи. Умные жёны должны прямо отпускать мужиков, ведь им надо самоутвердиться в мужской компании, иначе они будут это делать в своих семьях.
«В моем понятии герой должен защищать»
— Авторская группа «Квартета И» придумала новую пьесу о современнике из нулевых Вадиме Беляеве, бывшем президенте корпорации «Открытие». Он потерял банк и вынужден был уехать из страны. Как вам удается подходить с юмором даже к таким непростым историям?
— По-другому мы не хотим. Наверное, можем, но не хотим. Мы в студенчестве пытались «Гамлета» поставить, это все-таки такая серьезная пьеса, но мы где-то минут двадцать репетировали — и нас всё равно уводило в юмор. То есть жизнь состоит не только из каких-то веселых или грустных моментов, она тебе подкидывает встречу с человеком, и в какой-то ситуации она может быть ироничной. Ты пытаешься подать спектакль через призму иронии.
«События могут произойти в трагической форме, а потом в иронической. Жизнь сама подкидывает эти моменты»
Зритель приходит получить какие-то эмоции, и материал лучше воспринимается, и людям поприятнее, да и нам тоже. Смех всё равно лучше, чем какая-то драма, которую, кстати говоря, сыграть проще. А вот ты попробуй насмешить, да и еще насмешить драмой!
— Есть ли у вас сегодня герой нашего времени?
— Сейчас у меня нет героя нашего времени. В моем понятии герой должен защищать или обладать качествами или поступками, которые он уже сделал. Сейчас некий разброд и шатания. Может быть, какой-то феникс возникнет или не феникс, или какой-то новый герой. Может быть, появится какой-то мессия или не появится. Или будет финансовый кризис, которым нас пугают многие годы, или не будет. Сейчас «или» много, но «или» — это не плохо, это значит, что у нас есть выбор. Во всём, как известно, нужно искать плюсы, которые я всегда и ищу.
— А как юмор помогал вам в реальной жизни?
— С гаишниками постоянно эти истории. Они, бывает, и нас смешат. Я помню, как-то пересекал две сплошные линии, и он такой меня останавливает: «Ну, Ка-а-а-а-амиль Шамильевич, ну две сплошные… ну сто рублей». Один гаишник меня порадовал тоже. Нужно было срочно на спектакль, сына еще отвезти, и прямо такой трафик серьезный в Москве, ну всё, пора нарушать. Я тоже две сплошные [пересекаю] и ухожу в переулки, но меня догоняет полицейская машина. Останавливают: «Ну, пройдемте к нам в салон». А у меня всегда были с собой какие-то сувениры, и я говорю: «А может, лучше в мой сказочный киоск?»
Открываю багажник, а там кассеты, футболки, но он такой: «Не-не, не это меня не интересует», — и закрыл. Я сажусь рядом с капитаном, серьезный дядька, но он меня не узнал. Я говорю, что артист и приглашаю его на спектакль к себе бесплатно. Вот это закодированное слово «бесплатно» на него произвело такое серьезное впечатление, что он ушел в ступор и молчал две минуты, это сто двадцать секунд, это очень много. Потом берет мои права и говорит: «Идите, земля круглая, встретимся еще». А билеты так и не взял.
— Выходит, вас узнавали даже в самых неожиданных местах.
— Помню, как в Турции отдыхали и там было много казахов. Подходит ко мне один сфотографироваться, потом другой. Идем мы уже к лифту, и огромный казах прямо издалека идет на меня и громко говорит: «Ками-и-и-и-и-и-иль!» Я понимаю по интонации, что мы точно с ним знаем друг друга. Соответственно, я должен с ним поздороваться так, будто мы с ним знакомы, и отвечаю: «Приве-е-е-е-е-е-ет!» Он говорит: «Не-не, мы с вами не знакомы, можно автограф?» Было также, когда к Саше (Александр Демидов из «Квартета И». — Прим. ред.) подбежал в аэропорту человек, и вышел такой диалог:
— Саша, вы же из «Квартета»? У меня один вопрос к вам. Скажите, а Камиль бухает?
— Нет.
— А Леша голубой?
— Нет.
— Спасибо.
«Я правда потом еще шутил в квартетнике: "Ребят, вы не переживайте по поводу ориентации Леши, он не голубой, поверьте мне, я проверял"»
«Раньше — клюк, завелись, и пошла движуха какая-то»
— В этом году «Квартету» будет 30 лет. Как будете отмечать?
— Так и запишите, что в этот момент я беззвучно выругался: 30 лет — ****. С годами всё ленивее и ленивее мы становимся. Раньше в день рождения обязательно нужно было собрать всех большой компанией, поорать песни. А сейчас как-то так…
— Подустали?
— Да и подустали. Кто-то уезжает на свои дни рождения. Чего-то хочется нового... После каждого спектакля мы оставались выпивать, говорить об искусстве, о творчестве, какие мы замечательные. А сейчас кто в ресторанчик, кто домой, потому что семьи, а я вообще бросил 8 лет назад выпивать. Раньше — клюк, завелись, и пошла движуха какая-то. Что касаемо юбилея: вообще-то надо, что называется... Наверное, будем.
«Если ты ощущаешь счастье — это прекрасно»
— Вам 56 лет. К каким выводам пришли к этому возрасту, к чему изменилось отношение?
— Здесь ту же ремарку... Театру тридцать лет, вам пятьдесят шесть… Да, изменения всякие происходят, иногда и я могу сказать, что с годами стал терпеливее. Я раньше на всё реагировал острее.
«Я был правдолюб, всё время искал какую-то справедливость, пытался по молодости поменять весь мир. Потом понял, что это бесполезно»
Я стал более спокойный, стал понимать, что жизнь одна и тратить ее на какие-то мелочи нет никакого смысла. Есть какие-то глобальные вещи: семья, дети, жена, родители, друзья, коллектив. А, что называется, делать нервы не хочется. Держать в себе, конечно, не стоит, пробочку внутри лучше выдохнуть без убийственных последствий, чтобы человека не расчленять. А еще важно — сон. Если не выспался, ты ни для кого не представляешь интереса.
— Вы написали книгу, в которой переделали знаменитые детские сказки на новый лад. Читали ли их ваши дети?
— Это было особое карантинное состояние, когда все сидели дома и мне канальчик какой-то открыли. Дети слышали в тот момент, когда я их придумывал. Хотя они не для детей. Я сразу рекомендовал не читать детям. Мои-то знают «Чиполлино», то есть оригиналы, а я показывал, как это можно переделать на новый лад. Это развивает фантазию.
— Последний вопрос. В чём заключается счастье?
— Счастье в его ощущении. Если ты ощущаешь счастье — это прекрасно. Я недавно спорил со своей женой, что вообще такое счастье. Она считает, что можно быть счастливым длительный период, например два года. Я спорил, потому что считаю, что это невозможно. «Я люблю», — а как ты это ощущаешь? Это на химическом уровне мы должны чувствовать. «Ты любишь? Да, я люблю», — а как проверить? Американцы провели социологический опрос, что средний американец счастлив за всю свою жизнь девять секунд. Как они это провели? Так вот, в чём счастье? Я считаю, что в ощущении оного.
Актеры театра «Квартет И» с успехом выступают больше тридцати лет. Ранее мы составляли тест на знание творчества легендарного коллектива. Обязательно почитайте большое интервью с Александром Демидовым о его детстве, о вере в судьбу, дружбе и кризисе среднего возраста.
В Екатеринбург приезжал известный драматург Евгений Гришковец. Посмотрите некоторые острые монологи с его выступления.
Все самые важные новости мы оперативно публикуем в телеграм-канале E1.RU. Обязательно подпишитесь на него!