Под Екатеринбургом протекает не меньше семи подземных рек. Одна из них, Монастырка, находится под улицей Большакова. Когда-то она располагалась на территории Ново-Тихвинского женского монастыря (отсюда и название). В пятидесятые годы прошлого века Монастырку спрятали в коллектор, с тех пор речка стала невидимой.
Корреспонденты E1.RU поздно вечером спустились в подземный тоннель и прошли по течению Монастырки. Рассказываем, как это было.
Около двадцати смельчаков собираются в назначенное время в назначенном месте. Экскурсовод Анатолий Киселев предупреждает, что воды в подземелье местами по пояс, а потому нужно на берегу, то есть на поверхности, надеть резиновые комбинезоны.
— А все возвращались? — спрашивает один из участников.
— Все! Но вот в каком состоянии, уточнять не будем, — шутит гид.
Передвигаться в такой экипировке не очень удобно, многие успевают посмеяться над видом друг друга, но дальше уже не до веселья. Начинается инструктаж: внутри коллектора не стучать по стенам, не трогать мусор, постоянно смотреть под ноги, чтобы не запнуться о камни (упасть лицом в воду точно никому не хотелось).
Вход в тоннель находится недалеко от апарт-отеля «Огни Екатеринбурга». Мы быстрым шагом отходим от цивилизации, спускаемся и оказываемся на берегу Исети — вокруг только снег и деревья.
И вот мы готовы заглянуть в таинственный портал реки Монастырки. Для этого нужно аккуратно пройти по скользкой узкой тропинке вдоль берега и не упасть в воду.
Мы не упали, поэтому смело первыми заходим в мрачный тоннель!
Здесь абсолютная темнота, у каждого по два фонарика: на голове и в руках. Воды в самом начале пути только по щиколотку, что не так уж и страшно. Даже не представляя, что ждет дальше, идем вперед.
И вот первое и неожиданное испытание: пройти около трех метров на корточках. Для высоких людей это проблематично, а кто-то даже сомневается, хочет ли идти дальше. Но в итоге с заданием справляются все, остается отдышаться и продолжать путь.
Первая остановка — и тревожная надпись на стене: «Осторожно: могут водиться крокодилы». Экскурсовод сохраняет интригу: «В скором времени мы его увидим».
В ожидании хищника мы останавливаемся у ржавой трубы. Гид говорит, что по ней течет вода из офисника, который находится над нами. Стоять около таких труб нужно осторожно, в любой момент может произойти водное «извержение».
По всему коллектору расположены трубы ливневой канализации, в которых пока что лежит снег или лед. Но, когда наступит весна, жидкая грязь побежит через них в тоннель, а затем в Исеть.
Во время ливней тоннель может полностью заполниться водой, как, например, случилось в 2021 году. В такие моменты в коллектор попасть, конечно, невозможно.
Наступает очередной привал. Группу пугают странные звуки: по ощущениям, тоннель начинает рушиться.
— А что это за шум? — спрашивает обеспокоенная девушка.
— Это машины ездят по крышкам люков, — успокаивает экскурсовод.
Таких люков в тоннеле много, но вылезать через них наружу он не советует: все они выходят на проезжую часть.
Вдруг мы видим обещанного крокодила. Сразу вспоминается, как десять лет назад в Екатеринбурге маленький хищник сбежал от хозяина и якобы плавал по Исети (кстати, недавно выяснилось, что это был фейк — его автор рассказал, зачем придумал историю с крокодилом).
Ну а «нашим» крокодилом оказались безобидные граффити на стене. Теперь изображение можно считать памятником уральской легенде.
По пути замечаем, что стены тоннеля будто обмазаны черной краской. Оказывается, это гидроизоляция, которой смазывали все коллекторы, чтобы бетон лучше сохранялся, а химические вещества, которые в него попадают через трубы, не отравляли почву.
Из-за мрака, неприятного запаха и мусора можно подумать, что здесь нет ничего живого. Но тут к нам выплывают утки! Все сразу же достают телефоны из рюкзаков и карманов, чтобы заснять неожиданную встречу. Но кажется, что птицы не очень рады нас видеть и старательно провожают непрошеных гостей, размахивая крыльями.
Природа в тоннеле продолжает удивлять: из бетонных плит торчат корни деревьев и даже растут грибы. Оказывается, для растений такие условия считаются благоприятными.
— Для меня такие прогулки — это взгляд на город и его историю с другой стороны, — говорит экскурсовод Анатолий Киселев. — Эти коллекторы были очень удачным решением. Реки мешали строительству, и за счет того, что их убирали в коллекторы, территорию можно было использовать.
За два часа мы преодолели расстояние больше километра. Наступает пора выбираться наружу. Другого выхода из тоннеля, кроме как через люк на аллее Дворца спорта, нет. Людей в сквере совсем мало, поэтому группа людей в форме водолазов, вылезающая из-под земли, никого не пугает.
— Для меня это испытание. Муж предупредил про клаустрофобию, но я не думала, что будет так серьезно, — делится впечатлениями Екатерина, когда мы оказываемся на поверхности. — У меня была паника, когда низко-низко нагибались, я хотела развернуться, убежать, а потом втянулась. Меня впечатлило, что больше нет выхода, бежать некуда: только вперед или назад.
Недавно мы гуляли по заброшенному бомбоубежищу 37-го квартала Втузгородка. Внутри нас ждала картина многолетнего запустения. Ранее мы спускались в подземелье самого таинственного жилого комплекса — «Городка чекистов». Посмотрите наш фоторепортаж из подвалов.
Всю историю Екатеринбурга, его знаменитых зданий и известных жителей мы собираем в специальном разделе.
Все самые важные новости мы оперативно публикуем в телеграм-канале E1.RU. Обязательно подпишитесь на него!