В понедельник, 5 декабря, президент Владимир Путин подписал закон о запрете пропаганды ЛГБТ. За распространение информации, «направленной на формирование нетрадиционных сексуальных установок» и их привлекательности, теперь можно получить серьезный штраф.
Книгоиздатели утверждают, что запрещенными может стать чуть ли не половина всех книг. Как представители книжного рынка будут уходить от наказания со стороны государства? Рассказываем в нашем обзоре.
Классики теперь тоже под запретом?
Еще до подписания закона президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков заявил РБК, что этот документ ставит под угрозу до 50% книг на российском рынке. В зоне риска, по его словам, оказались в том числе произведения Виктора Пелевина и биография Петра Чайковского.
О том, что читателям становится недоступна существенная часть литературы, говорят и некоторые другие игроки рынка.
— У всех издательств есть такие книги, вообще у всех — в России и в мире, — заявил E1.RU представитель книгопечатной индустрии. — Некоторые издательства еще в прошлом году, понимая, к чему всё идет, стали выводить эти книги из торговли, не допечатывать, не лицензировать. Сейчас, например, наше издательство не продает такие книги совсем, потому что, конечно, опасаемся репрессий, как и все другие.
«Я общаюсь с коллегами, сейчас все на панике, такой шурум-бурум начался»
Наш собеседник также подчеркнул, что закон, в частности, не позволяет пропагандировать смену пола.
— Эту тему можно понимать очень широко, к тому же это расхожий сюжет в мировой литературе, еще со времен Античности. Везде комедийно меняется пол, происходит переодевание. Это называется травести-комедией. У нас были такие книжки, их пришлось убирать, хотя там ничего особенного нет. Всё подается в комедийном ключе, но как это интерпретируют, неизвестно, — объяснил издатель.
Он также отметил, что никакого четкого списка того, что попадает под запрет, у книгопечатников нет. Им приходится самим определять произведения, которые нельзя допускать до продажи.
«Сумасшедшие будут самосуд устраивать»
Пока одни представители индустрии пребывают в панике и полнейшем непонимании, другие спокойно ждут указаний сверху.
— С продажи пока ничего не снимается: чтобы книга была запрещена к продаже, она должна быть внесена в список Минюста. Это отработанный механизм: книжки маркируются и упаковываются в пленку. Здесь будет такой же переходный период, как был с прочими маркировками, когда, например, вводили возрастные ограничения. Что-то магазины сами будут упаковывать, а всё новое сразу будет приходить в пленке, — пояснил директор екатеринбургского книжного магазина «Йозеф Кнехт», руководитель проекта «Книги, кофе и другие измерения» Сергей Соловьев.
По его словам, всего на рынке доля литературы, которая может попасть под полный запрет, составляет не больше 1%.
При этом Сергей Соловьев выразил опасение, что среди жителей страны найдутся энтузиасты, которые будут жаловаться на продажу спорных книг, как было после введения возрастной маркировки.
«Много сумасшедших, которые будут самосуд устраивать»
Как выявить «опасную» литературу?
— Несмотря на то что по-прежнему нет четких критериев по определению того, какие книги попадают под действие закона о пропаганде ЛГБТ, а какие — нет, все консультации с юристами мы уже провели, подготовлен план в соответствии с их рекомендациями, — рассказал E1.RU директор департамента по развитию контента «ЛитРес» Евгений Селиванов.
На прошлой неделе сервис электронных книг разослал авторам, которые могут попасть под действие нового закона, письма с просьбой проверить свои произведения на наличие пропаганды ЛГБТ. Подозрительная литература будет снята с продажи, а некоторые книги уже сделали временно недоступными к покупке.
— Также мы предлагаем авторам, у которых в книгах может быть пропаганда, изменить текст, чтобы произведение можно было вернуть в продажу после доработок и последующей модерации. В случае если ответ от автора не будет получен, мы самостоятельно проанализируем текст и примем решение, — пояснил Евгений Селиванов.
Кроме консультаций с юристами и обращений к авторам с просьбами проверить и доработать книги, сервис использует для выявления потенциально «опасной» литературы обратную связь с читателями. Они могут пожаловаться на те произведения, которые их смутили.
А вот интернет-издательство Ridero, как сообщает «Коммерсантъ», запустило проверку своей библиотеки нейросетью. Она помогает определить книги с ЛГБТ-тематикой, чтобы потом снять эти издания с продажи.
Ранее мы подробно рассказывали, на что именно распространяются запреты по новому закону и какая ответственность последует за их нарушения.
Почитайте также, как изменилась ситуация на книжном рынке после начала спецоперации.