Анатолий Журавлев — российский актер, которого вы можете помнить по ролям бандитов в «Брате», «Жмурках» и культовом сериале «День рождения буржуя». От прилипшего криминального образа артист, родившийся в Нижнем Тагиле, не мог избавиться очень долго. Когда это только-только начало получаться, на «кривую» дорожку его вернул режиссер Алексей Балабанов.
В интервью E1.RU Анатолий рассказал о работе с Балабановым, о том, как одна фотография определила его карьеру, и о своей новой роли, в которой он, наконец, не бандит или полицейский, а добрый ветеринар.
Образ человека, только что вышедшего из колонии
— До актерской карьеры вы успели отучиться на филологическом факультете и даже год отработали учителем русского языка и литературы в небольшой деревне. Просто пережидали время или правда пытались отбросить мечты о сцене и найти себя в более «приземленной» профессии?
— Нет, я точно знал, что буду еще раз поступать [в театральный]. Знал, что это временно, и учителем я иду работать, лишь бы год не болтаться где-то. Когда я не поступил в очередной раз, то поехал работать по специальности, чтобы провести год с пользой.
— Поступили вы в итоге в конце 80-х, тогда же дебютировали в кино. Расскажите про это время. Сложно было тогда пробиться?
— Конец 80-х было нормальным временем, а вот начало 90-х — уже сложнее. В конце 80-х было всё по-старому, всё было хорошо, как нам казалось. Первые курсы театрального — это настоящая романтика. Всё получилось, всё давалось. Я был счастлив, что после стольких попыток, с третьего раза мне все-таки удалось поступить.
— А в 90-е роли приходилось выбивать?
— У меня была такая история. Каждый студент, который становится учащимся театрального института, имеет право прийти в актерское агентство и встать на учет, то есть тебя заносят в картотеку. Когда я поступил на первый курс, принес свою фотографию. Она у меня была всего одна, и на ней я был подстрижен налысо, в фуфайке.
Это было фото с первого курса педагогического института, мы тогда ездили на сбор урожая. Я устал после рабочего дня, когда убрал гектара два картошки, под дождем, в грязи... И вот в таком виде меня мой товарищ решил сфотографировать. Получился очень яркий образ уставшего человека, который как будто только что вышел из колонии. И именно эта фотография определила мои первые киноработы.
Зато во время учебы я снялся в огромном количестве работ. За четыре года именно по этой фотографии меня приглашали играть хулиганов, бандитов, рэкетиров, воров. Почему-то это всё были эпизодические роли, но зато я был постоянно на работе.
«На Ленфильме все уже говорили: "Бандитов играть? Так это к Журавлеву! Он это хорошо делает. Может деньги вытрясти хорошо, естественно смотрится"»
— То есть ваша карьера началась с одной фотографии?
— Да. Так у меня появилась одна работа, потом другая, и стало закрепляться амплуа нехорошего персонажа. Я всё это играл, мне было легко, и я никогда не задумывался, что играю только плохих парней. Ну играл и играл. Зато я был единственный на курсе, кто снимался во время обучения! Никто за четыре года больше не снялся.
«Извини, Лёш, не могу я больше играть плохих»
— Вам самому не надоедало играть бандитов?
— О прицепившемся амплуа я подумал уже много позже. «Что я, больше ничего не могу, что ли?» — думал я. Так продолжалось лет пять, до 1994 года, пока на одну из главных ролей в своем фильме меня не пригласил Дмитрий Астрахан. Он был художественным руководителям Театра комедии имени Н. П. Акимова в Санкт-Петербурге и вел курс в нашем институте. Астрахан ходил на наши спектакли и капустники, поэтому знал меня как актера другого плана. И он меня пригласил работать в свой театр после института.
Мы с ним много работали, и потом он решил попробовать меня в фильме «Всё будет хорошо!» на роль десантника Коли Орлова, которого я в итоге сыграл. Тогда мне показалась, что на этом с бандитскими ролями покончено. Ура! Началась другая актерская жизнь! К тому же успех у картины был большой.
И через пару лет — бац! Алексей Балабанов предлагает мне роль нервного бандита в фильме «Брат». Я очень долго думал. Ну что это такое? Только я отошел от бандитского персонажа!
Сказалось то, что мы уже работали и я знал Лешу как замечательного режиссера. До этого мы с ним работали в короткометражном фильме «Брат» — одной из его первых режиссерских работ. Это история дореволюционная, как брат убил своего брата за то, что тот совратил его жену. И вот он едет в поезде и встречается в купе с веселым, разудалым матросом, которому он кается. Как будто он нашел человека, который выслушает, пытается объяснить, почему он это сделал, переживает эту ситуацию, эту историю.
Брата сыграл Сергей Маковецкий, а матроса — я. Так что с Лешей мы были знакомы, я знал, как он работает, и подумал: «Вот пригласил бы меня какой другой режиссер в другую картину играть такого бандита или хулиганье, я бы точно отказался». Но, зная Лешу, я все-таки согласился, уговаривать меня ему не пришлось.
— Пока шла работа над проектом, было понятно, что фильм станет легендарным?
— Нет, никто такого не предполагал. Но картина считается классикой и стала, как мне кажется, программным произведением Балабанова, а сыгравший главную роль замечательный человек и потрясающий актер Сергей Бодров внес огромный вклад в российский кинематограф.
«Через некоторое время судьба вновь свела меня с Лёшей. Он предложил роль в картине "Жмурки". Я прочитал роль и отказался»
Сказал: «Извини, Лёш, не могу я больше играть плохих». А он ответил: «Толя, ты подумай. Все, абсолютно все в фильме будут отрицательными персонажами. Ни одного положительного. Я тебе перезвоню через неделю, очень хочу, чтобы ты снимался».
Через неделю он позвонил, я ему опять отказал, а он отвечает: «Толик, смотри, кто дал добро сниматься в картине...» — и начал перечислять, а там всё сплошные звезды! Маковецкий, Серебряков, Сухоруков, Михалков... И я согласился снова сыграть плохого персонажа.
За месяц до своего ухода позвонил мне Лёша, сказал, что написал сценарий: «Это будет работа всей моей жизни, и у меня для тебя там есть хорошая, большая роль». Я согласился, даже не задумываясь и ни о чём не спрашивая. Я не сомневался в успехе, потому что знал, как он работает и что он не снимет абы какую картину.
«Всех ждет хеппи-энд, у всех всё наладится»
— Сейчас всё иначе. В «Жуках» на ТНТ вы играете добряка-ветеринара. В таком амплуа вам комфортнее?
— Мне было замечательно! И сама история написана очень позитивно, моего героя и всех ждет хеппи-энд, у всех всё наладится! Единственное, что жаль для меня лично — это то, что Алексей Иванович не нашел подругу жизни. Он так и остается один со своими коровами, хотя имеет право на личную жизнь и должен найти человека, с которым был бы счастлив!
— Хотелось бы верить, что все люди смогут встретить настоящую любовь. Как считаете, сразу ли понятно, что этот человек по-настоящему твой или нужно присматриваться?
— У всех по-разному это бывает. Это может быть любовь с первого взгляда, а может через какое-то время. Нет никаких стандартных ситуаций.
— В нынешнем вашем браке это была любовь с первого взгляда?
— Нет, мы долго дружили.
— Главные герои сериала пытаются разработать приложение, которое помогает встретить человека с идеальной совместимостью. Не задумывались во время съемок, могут ли в будущем появиться такие изобретения?
— Я думал, что Алексей Иванович должен зайти в коровник, убрать его как следует, чтобы там был порядок, чтобы коровы были напоены, накормлены. Чтобы Денис, присланный мне на помощь, не лентяйничал, а помогал. Вот была моя главная задача.
— Помимо «Жуков» есть другие проекты и планы? Вы ведь большой поклонник Маяковского, может, что-то с его творчеством связанное?
— По Маяковскому обязательно сделаю что-то свое! Я уже написал пьесу, и мы обязательно сделаем ее.
Прочитайте также интервью с актером из Екатеринбурга Сергеем Пиоро, сыгравшем в «Универе» и сериале «След». А еще мы разговаривали о бандитском Свердловске и проблемах кино с Виктором Гостюхиным из культовых «Дальнобойщиков».