Уральский режиссер и сооснователь кинокомпании «29 февраля» Алексей Федорченко дал большое интервью журналисту Антону Долину в его личном шоу на YouTube. В разговоре сценарист четко обозначил, за что любит Екатеринбург, почему не хочет видеть его столицей России и в чём ценность Шигирского идола.
Мы расшифровали для вас самые интересные моменты из интервью.
Алексей Федорченко родился в Соль-Илецке в 1966 году. Уже в 67-м родители увозят Алексея в Свердловск, где он продолжает жить и по сей день. По словам режиссера, больше всего в городе его привлекает культура. Более того, он считает, что Санкт-Петербург «намного провинциальней» столицы Урала.
— Особенность Екатеринбурга — в горнозаводской культуре. Здесь не было крепостного права, — говорит Федорченко. — Екатеринбург — это не провинциальный город, Питер намного провинциальней. Екатеринбург — он самодостаточный, он не смотрит на Москву и не ориентируется на нее. Мне это очень нравится. Мне нравится, что город расположен на стыке тектонических платформ и там есть какие-то энергетические выбросы. Это очень заметно в нашей культуре и нашем характере. Каждый год происходит какой-то культурный выброс: рок, кино, литература, танцы — и всё в необычном направлении, всё привлекает взгляды со всей страны и даже мира.
Шигирский идол — одна из главных ценностей Екатеринбурга, считает сценарист. По его мнению, артефакт может стать символом всей России, а самому Екатеринбургу можно без прикрас присвоить статус столицы язычества.
— Шигирский идол — это наша реликвия, — подчеркивает Федорченко. — Пока об этом мало кто знает, но это самый удивительный артефакт. Самое древнее деревянное изображение в мире. Ему около 12 тысяч лет — до египетских пирамид еще 5–6 тысячелетий. Очень люблю Шигирского идола. О нём мало говорят, потому что он вызывает раздражение у церкви, все-таки это конкурент серьезный. Но я уверен, это будет главный артефакт России.
Шигирского идола обнаружили в 1890 году в районе Кировграда. В 2014 году ученые провели исследования и установили, что идол намного старше египетских пирамид. На территории выставочного центра «Екатеринбург Экспо» установлена точная копия идола.
При всех достоинствах Екатеринбурга режиссер не хотел бы видеть его столицей России. И вот почему.
— Очень мне не хочется, чтобы столица была здесь. Мне кажется, это размоет нашу специфику, потому что в столицу хлынет много другого народа, всё смешается и сотрется. Город будет другой — всё будет снесено и построено заново, — уверен Алексей Федорченко.
В прошлом году Алексей Федорченко получил приз за лучшую режиссуру на Московском кинофестивале. Его «Последняя "Милая Болгария"» по книге Михаила Зощенко была единственной российской в конкурсной программе. А чуть ранее фильм Федорченко о Свердловской киностудии попал в список номинантов на кинопремию «Ника». За ту же картину уральский режиссер получил очередной трофей на премии Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон». А в 2019-м его фильм «Война Анны» взял главный приз на старейшей национальной кинопремии «Ника». И сразу два «Золотых орла».