В апреле 2021 года Свердловскую киностудию возглавила новая команда. Минкульт решил перезапустить площадку и вернуть на Урал производство художественных и документальных фильмов. Команда нового директора Виктора Шадрина и креативного продюсера киностудии режиссера и сценариста Евгения Григорьева за три года должна будет снять не меньше шести фильмов.
В своем интервью Евгений Григорьев рассказал, что ждет киностудию, какие фильмы уже запущены в производство и когда в Екатеринбурге пройдет новый международный кинофестиваль.
— Киностудии пришлось менять планы из-за внешнеполитической ситуации?
— Если говорить о санкциях, то в киноиндустрии практически нет российского оборудования, всё импортное. Поэтому по части смет точно будут корректировки. Что касается организационных планов, то мы их тоже аккуратно корректируем, но в целом всё в силе. Например, в марте планировали «Док-инкубатор» — обучающий курс для документалистов. Пока переносим его на апрель.
— Вы рассказывали, что в Екатеринбурге появится новый кинофестиваль.
— Кинофестиваль «1/6» задумывался как евразийский фестиваль дебютов, думаю, такой его концепция и останется. Пока непонятно, каков будет состав участников, но фестиваль мы всё равно будем делать. Планируем серьезную деловую программу, мастерские для талантливых ребят, питчинги. Это будет большое индустриальное событие.
«Кинофестиваль «1/6» должен пройти в Екатеринбурге с 1 по 7 августа, мы уже начали подготовку»
— Мы уже писали, что киностудия работает над документалкой про успех Niletto и его «Любимки». Еще у вас в работе альманах историй о Екатеринбурге «Код города». На каком этапе производства эти ленты сейчас?
— Работа над «Нелюбимкой» идет, у нас уже есть 70 часов отснятого материала, который в течение нескольких лет собирал автор и режиссер Стас Сорокин. Больше подробности пока раскрывать не буду. По сути это кинолаборатория, и ее участники в течение года будут работать над своими киноисториями. Потом мы соберем эти истории в документальный фильм к 300-летию Екатеринбурга.
Также мы запускаем в производство первый игровой фильм — социальную драму «Сломя голову» (фильм про проблемы мужчин будут снимать именитые москвичи. — Прим. ред.).
— Этим летом будет год с момента перезапуска киностудии. Что удалось сделать?
— Первая и главная задача, которую мы перед собой ставили, — вернуть киностудию в индустрию, чтобы ее воспринимали не как место, когда-то бывшее киностудией, а как место, где прямо сейчас идет производство кино.
«Когда я пришел, Свердловская киностудия практически не существовала: фильмы не снимались, камер не было, все площади сдавались под офисы»
А Свердловская киностудия — это 16 000 квадратных метров. Мы хотим провести реновацию киностудии, отремонтировать здания, обновить оборудование. Киностудия уже приобрела в лизинг две новейшие камеры: одну для неигрового кино, другую — для игрового.
— В прошлом году были новости о том, что киностудия запустила свою киношколу. Зачем вам это нужно?
— Чтобы тут развивалось кинопроизводство, надо, чтобы сюда приезжали группы из кинематографически развитых регионов. Для этого на месте должен быть второй состав, потому что это позволяет существенно сокращать расходы.
«Первое, что нужно восстанавливать на Урале, — это кадровый резерв»
— В нашей «Школе кино» мы как раз учим специалистов второго состава. В первом потоке провели курсы для осветителей, механиков камеры, ассистентов художника по гриму и ассистентов художника-постановщика. Сейчас обучим DIT-специалистов. Это люди, которые контролируют качество изображения и следят за безопасной архивацией материала. Также набираем группу вторых режиссеров, ассистентов художника по костюмам, ассистентов по реквизиту и будем обучать линейный и административный персонал.
— Получается, есть цель стянуть всех, кто причастен к киноиндустрии, в Екатеринбург?
— В идеале да, но мы понимаем, что на практике сегодня это невозможно. Так или иначе большинство крутых специалистов, кастинг-директоров, актеров находятся в столицах.
«Чтобы экономить на логистике, мы тоже открыли московский офис Свердловской киностудии»
— Там можно вести переговоры, хранить материалы, проводить кастинг-пробы. Весь первый состав мы пока набираем в Москве. Но думаю, что как минимум всех специалистов второго состава сможем набирать в Екатеринбурге уже в ближайшее время.
— Вы часто говорите, что Свердловская киностудия должна стать ресурсным центром, культурной институцией. Что это вообще значит?
— Это значит, что, во-первых, мы должны стать для молодых талантливых людей точкой входа в киноиндустрию, по возможности отменяя для них имущественный ценз. Во-вторых, у киностудии как культурной институции есть территориальная ответственность: мы должны заниматься мифами, историями, сюжетами, связанными с Уралом. В-третьих, Свердловская киностудия должна стать доступным общественным пространством, без цельнометаллической оболочки. Наконец, у нас есть и художественная ответственность: мы хотим снимать картины, которые станут культурной ценностью.
Ранее мы писали, что на Свердловской киностудии снимут фильм о легендарных уральских танкистах. Читайте также историю взлетов и падений киностудии.