Когда-то давным-давно в Екатеринбурге художник Олег Еловой создал Музей простого искусства Урала и Сибири, который стал известен далеко за пределами города. Дом, в котором находился музей, снесли в прошлом году ради строительства делового квартала.
Екатеринбургская журналистка Ольга Павлова в своей колонке рассказала, как можно не только сохранить память о художнике, но и создать в самом центре города уникальное культурное пространство.
Одна важная для меня встреча была назначена до того, как случилось 24 февраля, и мы ее не отменили. Тема — сохранение памяти о художнике Еловом в новом районе «Екатеринбург-Сити».
Казалось бы, не время сейчас для колонок о наследии, о памяти? А может, напротив, самое время?
Мы прямо в эти дни все наблюдаем, что случается, когда памяти нет.
Олег Еловой и его дом
Был в Свердловске-Екатеринбурге художник — прорывной, яркий, смелый. Вокруг его имени и его наследия и сегодня закручивается местное искусство.
На улице Октябрьской Революции, 32 был бревенчатый дом, в котором Олег Еловой писал картины, устраивал тусовки, принимал многочисленных гостей со всего света. Дом снесли несколько месяцев назад. На его месте появятся объекты «Екатеринбург-Сити».
Наблюдая за общественной реакцией на снос дома и понимая, как значимо наследие Елового для сегодняшнего творческого Екатеринбурга, я предложила застройщику подумать, нельзя ли найти возможность сохранить память о художнике в новом районе, — и получила согласие. К разговору мы пригласили искусствоведа, специалиста по наследию Елового Ирину Кудрявцеву, заместителя директора ЕМИИ Зою Таюрову, архитектора Юлию Удалову, проректора Екатеринбургской академии современного искусства Ларису Петрову, автора медиа о строительстве и технологиях Дарью Букаеву.
Вариант 1: культурный центр Елового — пространство для общения и выставок
Первая очевидная мысль — поскольку значимо не только материальное наследие художника, но и само пространство, где он творил, — сделать здесь культурный центр или музей.
— Снесенный дом Елового был для нашего города уникальным, знаковым «местом силы», особой точкой притяжения, обладающей мощной творческой энергетикой, — рассказала Зоя Таюрова. — Наша задача — сохранив в этом городском квартале исторический кластер, создать здесь и новое культурное пространство: специальную арт-резиденцию для современных художественных проектов.
По словам Ирины Кудрявцевой, Олег Еловой с начала 90-х собирал коллекцию для Музея простого искусства Урала и Сибири (название «простое искусство» предложено самим художником).
— Это собрание сейчас частично утрачено, но некоторые знаковые произведения хранятся в частных коллекциях и в Музее изо. Собственно, дом Елового иногда называли Музеем простого искусства, именно здесь аккумулировалась коллекция и даже проводились выставки и перформансы. Можно было бы продолжить эту традицию места: когда музей работает не по схеме «экспозиция — зритель», а скорее «процесс — участник», — предложила искусствовед.
Вариант 2: science-art-резиденция как площадка для объединения и поиска
Сайнс-арт — это область современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического.
Все говорят о том, что дом Елового был местом, откуда для многих начиналось знакомство с Екатеринбургом и даже с Россией, потому что здесь бывали и иностранные художники. Правильно будет сказать, что Екатеринбург на карте современного искусства России появится благодаря этому месту. То есть дом всегда был больше, чем мастерская, место для тусовок и общения. Здесь генерировалось новое — Еловой в своих работах был новатором, в чем-то он опередил время. Поэтому кажется верным продолжить здесь творческий поиск, предложить людям безопасную площадку для самовыражения.
— Наш город и его культура — это наши общие ценности. Все любят Екатеринбург и беспокоятся о том, чтобы дальше он был лучше, а не хуже. И вот эта ценность — повышение конкурентоспособности нашего города, а значит, и нас — она лежит в основе нашей заботы о городе и в основе проектов, которые его могут улучшить, — объясняет проректор ЕАСИ Лариса Петрова. — Эти проекты отвечают современным продуктивным трендам: объединению, коллаборации, вовлечению граждан, обращению с историей как с актуальным ресурсом, а не как с ритуалом.
Вариант 3: выход на улицу
Одна из практик Елового — выводить искусство за пределы исключительно творческой среды к широкой публике, поэтому логичным выглядит предложение вовлечь в работу с наследием художника и уличное пространство.
— В городе не хватает уличного искусства. Хочется больше крупной пластики, можно было бы заказать ее нашим местным мастерам — это послужит и популяризации уральского искусства, получится Улица уральских художников. Кроме того, современные композиции прекрасно уживаются со старыми, — считает архитектор Юлия Удалова.
Ее поддерживает Ирина Кудрявцева.
«Дух места не в материальных вещах и не в стенах бревенчатых, но в атмосфере, которую можно создать в современных реалиях»
По словам Дарьи Букаевой, это пространство может стать площадкой для демонстрации возможностей в области реставрации, приспособления, объединения старого и нового.
— Также хочу обратить внимание на то, что любому арт-кластеру, уличному искусству нужна достойная инфраструктура — равные по силе, достойные малые архитектурные формы, освещение, озеленение. Можно воспринимать это как стимул — например, поработать с древесиной, камнем и металлом, поддержав уральскую тему.
Вариант 4: улица Елового или улица людей дела
Когда только возникла идея сохранить имя Елового в «Екатеринбург-Сити», речь шла о памятной табличке. Тем удивительнее было услышать предложение застройщика подумать над тем, чтобы посвятить художнику целую улицу: но не формально, просто назвав ее его именем, а концептуально, освоив все 350 метров улицы Октябрьской Революции вместе со всеми сохранившимися и не сохранившимися зданиями, вместе с брусчаткой, дубом и садом.
— Сам Еловой — символ свободы, новых идей, его дом превратился в форум художников, а его искусство до сих пор актуально и интересно. До Елового на этой улице жили мастеровые люди: каменотесы, садоводы, ювелиры — те, кто создает новые продукты. Есть идея сохранить память об этих людях, не просто память одного дома, а целую пешеходную улицу людей дела, мастеровых людей, уральских художников, — сказал глава «УГМК-Застройщика» Евгений Мордовин.
«В соответствии с идеей самой улицы следует приспособить и объекты культурного наследия: где-то разместить музей, где-то — форум»
— Следует разработать концепцию и выполнить проект приспособления этой улицы таким образом, чтобы она стала нашим уральским Арбатом для художников, артистов, чтобы она стала украшением города, — подчеркнул девелопер.
Вывод
Важно: выслушать и поддержать идеи — это не значит взять всю работу на себя и за всё заплатить. Наверное, те горожане, кому дорога память этого места, память о Еловом, могли бы поучаствовать в работе над проектом: инициативой, делом, конкретными предложениями, может быть, даже созданием фонда или платформы для краудфандинга. Даже если будет небольшой вклад — это будет вклад.
Когда материального — самого дома — уже нет, можно, посвятив какое-то время печали, забыть о нем, а можно попробовать найти варианты приземлить ценности легендарного пространства в новых условиях на новую почву.
Я не знаю, что из этого получится, но это точно еще один путь работы с наследием.
А еще сейчас это возможность спастись. На встрече прозвучало: «Повод для единения как спасение: время для внутренней эмиграции».
Ранее мы рассказывали, что застройщик решил сохранить исторический сад Казанцева в центре мегаквартала «Екатеринбург-Сити». На его территории уже начинается возведение двух небоскребов по 175 метров каждый и еще одного офисного центра высотой 100 метров. В планах компании — сделать квартал большой зеленой зоной.