Известный журналист Леонид Парфенов раскритиковал новый барельеф с изображением Иосифа Сталина на фасаде Окружного дома офицеров в Екатеринбурге. Его появление там нельзя называть реконструкцией. Военные попытались восстановить архитектурный элемент, но сделали это неумело, воссоздать авторское видение не смогли. Новый портрет вождя СССР на стене исторического здания вообще ни к чему, считает известный журналист Леонид Парфенов.
На встрече после премьеры документального фильма «Русские грузины. Фильм второй» в «Ельцин Центре» у Парфенова спросили, можно ли представить подобное в Италии с барельефом Муссолини.
— Все параллели хромают. [На Доме офицеров] повесили кринжовый барельеф, он даже не был оригиналом, это была попытка восстановления, совсем позорная. Если бы это был сохранившийся с того времени элемент сталинского декора, то можно было бы обсуждать. В понятии «сталинская архитектура» теперь уже нет никакой отрицательной оценки. Но когда так топорно, неумело восстанавливают — зачем? Что они хотят сказать? — сказал Леонид Парфенов.
По словам журналиста, восстанавливать его имело бы смысл, если бы этот барельеф был «намоленным объектом», который ценили люди, но его сняли почти полвека назад.
— Вешать сейчас новодельного Сталина — ну, это слишком. Сегодняшнему-то времени это что говорит? Ведь это не тот барельеф, который был [изначально], ну, сколько можно? К тому же это какое-то дикарское смешивание новодела с оригиналом. «Тогда же так было». Не так было! Но вы считаете это восстановлением. Не о чем здесь разговаривать, ни с какой стороны, ни с политической, ни с эстетической, — заявил Парфенов.
В ОДО объяснили, что барельеф «является точной копией» оригинала, его вернули на стену для восстановления исторического облика здания. Возвращение барельефа Сталина на Дом офицеров в конце минувшего года возмутило многих горожан. Несогласные даже устраивали уличные акции протеста. Не одобрил эту работу и губернатор Евгений Куйвашев.
Изображение Иосифа Сталина заколотили в 1963 году, когда в Свердловск должен был приехать Никита Хрущев. Ожидалось, что он проедет мимо ОДО, поэтому на всякий случай барельеф закрыли ящиком из фанеры. Ящик провисел там до 90-х годов, пока барельеф окончательно не демонтировали, рассказывал полковник в отставке Вячеслав Жужгин. Уже в нулевых барельеф нашли в коробке в подвале Дома офицеров.