На защиту охранника, который шариковой ручкой подрисовал глаза картине в «Ельцин Центре», кажется, готов встать весь город. Из вандала-шутника в глазах екатеринбуржцев он перевоплотился в человека с тяжелой судьбой, а его поступок вызывает уже не столько иронию, сколько сочувствие.
Историей «вандализма» проникся и известный уральский адвокат Алексей Бушмаков. Он готов представлять интересы Александра Васильева в суде.
— Я в первую очередь юрист и верю документам. Поэтому, конечно, мне бы хотелось сначала поговорить с ним и изучить все бумаги. Но, послушав его интервью на E1.RU, я понял, что это совершенно безобидный дедок, и мне очень хочется ему помочь, — рассказал Алексей Бушмаков.
Напомним, что всё началось с того, что охранник испортил один из центральных экспонатов выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в арт-галерее «Ельцин Центра». Он шариковой ручкой дорисовал глаза двум фигурам на картине Анны Лепорской, ученицы Казимира Малевича. Полиция завела уголовное дело по статье «Вандализм», охраннику грозит штраф или лишение свободы до трех месяцев и возмещение расходов на реставрацию — а это 250 тысяч рублей.
Охранник Александр Васильев в эксклюзивном интервью E1.RU объяснил, что ручку, которая стала орудием вандализма, ему дали подростки — посетители выставки. Якобы они и подбили его на преступление. Сам он даже не понял, что перед ним произведение искусства.
— Честно скажу, мне не очень понравились эти работы [на выставке]. Они оставляли тяжелое впечатление. Старался мимо пройти, не глядя. Наблюдал, как люди реагируют, и вот смотрю: стоят ребятишки лет шестнадцати-семнадцати, обсуждают, почему нет глаз, рта, никакой красоты! В компании были девчонки, они и попросили меня: «Нарисуйте глаза, вы ведь тут работаете». Я их спросил: «Это ваши работы?» Они: «Да». Дали мне ручку. Я нарисовал глаза. Я думал, это просто их детские рисунки! — рассказал Александр.
Правда, на записях с камер наблюдения полицейские не увидели подростков. Юрист считает, что их присутствие в этой истории может только отяготить наказание для охранника: ведь в этом случае преступление могут квалифицировать как совершенное по сговору группой лиц.
— На данный момент я считаю, что уголовное дело можно прекратить, — пояснил Алексей Бушмаков. — Здесь состав гражданско-правового нарушения: вот разбил я вазу, например, в магазине — должен за нее заплатить. Здесь точно такая же ситуация. Какой-то цели осквернить или похулиганить у него, я так понимаю, не было. К тому же он был при исполнении служебных обязанностей как охранник ЧОП. Согласно законодательству, ущерб, который нанес сотрудник предприятия, должен выплачивать работодатель, а картина, надо сказать, от этого только выиграла. Зато теперь все узнали, кто такая Анна Лепорская, а то бы она числилась рисовальщицей сервизов на Ленинградском заводе. Сейчас все узнали, что она великая художница.
Полностью интервью с бывшим охранником арт-галереи можно прочитать здесь. Также мы публиковали его видеоверсию.
Ранее поступок сотрудника ЧОПа высмеял в своей программе Иван Ургант. Глаза у картины появились еще в декабре прошлого года. Изначально полиция Екатеринбурга отказалась возбуждать уголовное дело, посчитав ущерб незначительным, но Минкульт РФ пожаловался на уральских силовиков в Генпрокуратуру.