В эту пятницу Екатеринбург узнал, какой бизнес горожане считают лучшим. Торжественная церемония вручения Народной премии E1.RU прошла в легендарном киноконцертном театре «Космос» — там долгие десятилетия выступают звезды решительно всех жанров и направлений, от стендап-комиков до всемирно известных оперных певцов.
Сегодня мы общаемся с Галиной Михайловной Писулиной. Она руководила «Космосом» с 1987 по 2011 годы и с гордостью вспоминает его богатую историю. За это время было всё: роды во время киносеанса, угрозы от уралмашевских бандитов и странные прихоти артистов.
Первые шаги, первые проблемы
— Как «Космос» открылся для звезд? Как всё это начиналось?
— Кто знает, что такое шоу-бизнес, тот прекрасно понимает, что это дело непростое. Там надо и финансы иметь, и уметь рассчитываться, и выстраивать отношения с разными людьми. Концертный отдел мы открыли в 1992 году. Дистрибьюторы стали предлагать нам концерты, которые в то время шли в Питере и в Москве, и мы организовали самый первый, самый знаковый концерт. К нам тогда приехали Сосо Павлиашвили и Ирина Понаровская, и с этого момента началась наша концертная деятельность.
Мы хорошо начали, проработали до 1993 года, а потом к нам стали приставать пожарные. Хотели закрыть, потому что мы не отвечали требованиям безопасности. Нас закрыли на 4,5 года, потому что пожарная ситуация была действительно не очень. Зал ведь был открыт в 1967 году, к пятидесятилетию Октября (Октябрьской революции. — Прим. ред.). Мы долго ждали открытия, но раз он никому не был нужен, то я предложила [мэру] Аркадию Чернецкому закрыть театр окончательно. Он на меня строго посмотрел и сказал: «Ты что? Нет!» За 11 месяцев отремонтировали и наконец-то открыли зал, который и сегодня любит наш город.
— Как поменялся «Космос» после ремонта?
— Прежними остались только стены. Вышла из строя аппаратура, ее мы заменили: современное кино требовало нового оборудования. Затем мы открыли три зала для демонстрации фильмов. Дальше надо было менять оборудование и для концертной деятельности. Большой зал немного сократили: зрителям мешали кресла.
Значительную часть театра переделали. Мы сделали буфеты, гардероб улучшили, все гримерные оборудовали по-современному. Розенбаум говорил: «Три театра, которые я признаю, — это Октябрьский зал, концертный зал "Россия" и ваш зал». Он любил сюда приезжать.
Капризы звездных гостей
— Каких звезд вы сюда приглашали?
— Проще было бы ответить на вопрос, кого мы не приглашали! С Аллой Борисовной Пугачевой впервые мы встретились в 1978 году, когда она приехала в Свердловск. Я работала тогда в Свердловской государственной филармонии. Встретились мы только потому, что бывший директор филармонии попросил меня ее «поопекать».
Первая наша встреча была не очень. Я зашла в кабинет, она меня спросила, кто я такая. «Замдиректора», — отвечаю. «А я директора жду!» — так серьезно мне говорит. Я вся перепугалась: только что из Верхней Пышмы переехала. В тот раз она давала шесть концертов — по три в день, и всегда залы были переполнены.
Был еще момент, когда мы с Аллой Борисовной организовывали два концерта, но они сорвались. Ее директор мне сказал, что она не приедет, а все билеты уже распроданы. При этом мы муниципальное предприятие, и в балансовой комиссии меня, конечно, расспрашивают: «Почему сорваны концерты? Почему даете убытки?» Через рекламу я дала объявление, что обязательно вернем деньги. Мы еще тогда потратились на гонорары и оборудование. Правда, стоит отдать должное, Алла Борисовна всегда привозила машины [с реквизитом], вплоть до костюмов. Работала солидно, и для нас это было необычно. Когда она в итоге приехала, то сказала мне: «Галя, так бывает». Поддержала меня. Такие дела.
Филипп Киркоров постоянно сюда приезжает — его принимают всегда хорошо. Потом наступило такое время, когда не только артисты российской эстрады стали ездить, но и иностранцы. Лара Фабиан была для нас просто чудом. Демис Руссос приезжал. Он захотел спать на кровати Бориса Ельцина — устроили! Алессандро Сафина выступал у нас.
У меня с Задорновым были очень хорошие отношения, все концерты его проводили. Спектакли мы тоже организовывали, это было очень интересно. Многие артисты стали ездить, Олег Иванович Янковский, например. Когда я его провожала в аэропорту, он дал мне номер домашний и сказал: «Звони в любое время, когда надо — я приеду». К сожалению, вскоре он умер. У меня очень теплые отношения с Борей Моисеевым, потому что он всегда выручал. У Валеры Леонтьева был юбилей сорокалетний, он был за границей, и мы думали, что уже не прилетит, потому что не успевает. Но прилетел прямо на концерт. Сережа Пенкин приехал, бесплатно дал концерт в честь моего ухода на пенсию.
— Какие звезды были самыми капризными?
— Так обидятся же, если скажу! Стас Михайлов, например, обидится. Искали ему бройлерных куриц, и их нужно было ему сварить три раза. Требовал, чтобы они только-только вылупились из яйца. Для нас это чудо было.
Или еще один артист, его не буду называть, любимец мой. Нам сказали, что должны быть темные шторы в гостинице. Я сама выбирала ткань. Мы повесили ее в номере, а он приезжает и говорит: «Нет. Такая изысканная не пойдет. У тебя есть тут помощница? Пусть она сбегает в магазин и купит обычные черные хозяйственные мешки», и мы ему закрывали окна мешками. Много таких моментов было, очень много.
Криминал по соседству
— Галина Михайловна, расскажите про историю с ОПС «Уралмаш».
— При мне они убили директора половины нашего «Космоса» Олега Вагина с охранниками. Они захватили ту часть здания. Потом появляется один из представителей ОПС. Бордовые брюки, зеленый пиджак — думаю, точно кто-то не наш. Вызывает меня на центральный вход и начинает уговаривать: «Галина Михайловна, хотите хорошо жить? Зарплату получать, машину в личное распоряжение? Нужно, чтобы общее здание было нашим. Мы вас оставим, будете помогать нам работать».
Я вся перепугалась, потому что я не такой человек, к прелестям не привыкла. Ответила, что подумаю. Потом по их просьбе мы провели концерт, и после этого здание закрыли на капитальный ремонт.
— Они участвовали финансово?
— Нет. Конечно, они бы дали деньги, они бы всё отремонтировали, да много кто бы хотел вложиться, чтобы этим залом владеть. Но мудрые люди, как Аркадий Михайлович [Чернецкий], решили оставить театр муниципальным, чтобы осталось лицо города. Такой театр должен был быть.
Я очень горжусь своим «Космосом». Всегда была помощь, люди всегда хорошо относились. Это продолжается и сейчас, поэтому я желаю новому директору сохранить лицо промышленного и культурного центра.
Принимали роды в кинозале
— Расскажите о легендарном буфете «Космоса».
— Мы с главным бухгалтером решили, что, какими бы ни были доходы от концертной деятельности и кинопроката, мы должны иметь прибыль и от буфета. У нас по нему был очень толковый зам, он очень хорошо работал, и поэтому наш буфет хвалили. В этом, кстати, и престиж нашего зала, ведь он был единственным в России, который работал по театральному принципу. Например, у нас с самого начала работал гардероб, хотя в других кинотеатрах его никогда не было.
В прокате было и отечественное, и зарубежное кино. «Спартак», «Есения», «Щит и меч», Гайдай — люди всё с удовольствием смотрели… У нас было только три сеанса в день, и как мы делали? Показывали двухсерийные советские фильмы, а бывали и американские, по два-три часа, и мы с помощью аппаратуры делили пополам. Первая часть заканчивалась, люди шли отдохнуть, заходили в буфет и возвращались на следующую серию. Две с лишним тысячи мест, зал всегда был полный.
— А интересные случаи во время киносеансов были?
— Конечно. Однажды показывали «Кинг-Конга». На него все ходили семьями, особенно с детьми. Помню, я стояла у центрального входа, в это время открывается дверь и контролер мне кричит: «Галина Михайловна, женщина очень плохо себя чувствует!»
Выводите, говорю. Женщина оказалась беременная. Что делать? Первым делом вызвали скорую, но она ехала минут 20, а фильм вот-вот закончится. Мы объявили со сцены, чтобы люди оставались на своих местах по завершении. Тут начались роды. Мы шторы снимали, несли ножницы. Хорошо еще, что у нас спирт всегда в кинокомплексе был — сами принимали роды. Лично этим занималась Пономарева, администратор наш. Когда у нас был 25-летний юбилей кинотеатра, эта девочка пришла с мамой, и мы ее чествовали всем коллективом.
Посмотрите также фоторепортаж E1.RU о выставке в честь 50-летия ККТ «Космос». Посетителям показали редкие кадры со звездами, а также редкие снимки строительства и реконструкции здания, которое стало знаковым для Екатеринбурга.