Вечером в понедельник несколько десятков екатеринбуржцев собрались у особняка на Первомайской, 1в, где устроил перформанс Покрас Лампас. Накануне звезда российского стрит-арта создал новую работу на одном из окон особняка. А сегодня предложил екатеринбуржцам решить, будет ли он ее стирать.
Художник проверял «теорию разбитых окон», так он и назвал свою новую работу. И устроил дискуссию о роли искусства и городском пространстве. Мы с ним поговорили.
К месту сбора художник приехал с небольшим опозданием. Он принес с собой защитную форму, перчатки и средства для очистки. Собравшимся он предложил сделать выбор: чтобы он отмыл свою свежую работу на окне справа или тег на окне слева.
Мнения горожан разделились. Около 50 человек проголосовали за очистку левого окна, и 20 человек — за то, чтобы художник стер свое свежее граффити. Художник оделся в защитный костюм и приступил к очистке окна с тегом.
Оказалось, что отмыть окно полностью — почти невыполнимая задача. Одно из стекол в процессе треснуло. В итоге перформанс Покраса Лампаса и дискуссия с горожанами о роли искусства длились около трех часов.
Обсуждали и «Теорию разбитых окон» (ТРО — теория о том, что попустительство мелких правонарушений, например разбитых окон, провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьезных правонарушений. — Прим. ред.).
Буквально в нескольких метрах от свежей работы Покраса Лампаса, напротив Литературного квартала, находится каллиграфия, созданная в прошлом году — также во время фестиваля «Карт-бланш». Недавно неизвестная городская сумасшедшая измазала эту работу художника — и соседние — калом.
В ходе дискуссии с горожанами Покрас Лампас пришел к выводу, что неплохо было бы стрит-арт в Екатеринбурге защищать — хотя бы от городских сумасшедших. Он рассказал о том, как это можно сделать, подробнее.
— Я думаю, что если мы говорим о работах, которые испорчены именно фекалиями, то нужно в целом поддерживать среду в чистом состоянии и удалять эти фекалии совсем, — рассказал Е1.RU Покрас Лампас. — Потому что для, например, других городских сумасшедших, это пример того, что такие радикальные методы борьбы с уличным искусством в городе имеют место быть. Я считаю, что это не совсем корректно.
«Притом Екатеринбург известен своим стрит-артом, и имидж города не позволяет просто взять и измазать работы калом».
— Причем безнаказанно и каких-либо последующих действий по очистке. Это и для среды неблагоприятно: это все-таки рассадник бактерий и неприятного запаха в центре города, — добавил художник.
Больше фото с перформанса Покраса Лампаса в Екатеринбурге:
Многие граффити «Карт-бланша» уже готовы. Мы показывали их в этом материале.
Работы Покраса Лампаса в Екатеринбурге регулярно становятся скандальными. В 2019 году он нарисовал на площади Первой Пятилетки гигантский (занявший около 6600 квадратных метров. — Прим. ред.) крест и написал на нем отрывок из манифеста Казимира Малевича. Вокруг той работы разразился даже не один скандал: сначала ее закатали в гудрон, потом против нее выступили православные активисты (пообещавшие залить площадь кровью художника). Так что крест пришлось переделывать. Правда, спустя год Покрас Лампас рассказал, что всё это время там было скрыто послание: «Товарищ, помни: цензура не должна влиять на искусство».
В прошлом году Покрас для «Карт-бланша» создал манифест каллиграфутуризма на одном из зданий завода «Уралмаш», а затем расписал огромный куб — вытяжку метро за Драмтеатром. Правда, через несколько часов объект уже разрисовали голубой краской из баллончика. Позже Покрас восстановил его. Как объяснил E1.RU художник во время создания работы, на каждой из сторон куба — надписи, повторяющиеся много раз.