В сентябре обычно стартует новый концертный сезон — отдохнувшие звезды начинают разъезжать по городам страны, а в клубах каждые выходные гремят шумные вечеринки.
В этом году такого ждать не стоит. Из-за пандемии и действующих ограничений (в Свердловской области запрещены мероприятия численностью свыше 500 человек. — Прим. ред.) концерты переносятся, а площадки терпят убытки и не получают никакой поддержки от государства. О том, к чему это может привести, в своей колонке для E1.RU рассказал арт-директор Tele-Club Group Семен Гальперин.
Российское государство поддерживает обширный культурный сектор. Театры, филармонии, академические концертные залы. Большинство фильмов снимается с поддержкой государства. Это прекрасно.
Но есть важная часть культурного сектора, которую государство не поддерживает. Не поддерживает, потому что она может и сама. Это сектор неакадемической живой музыки, концертная индустрия. На самом деле его стоит поддерживать и в «мирное время», но он и без поддержки существует и даже платит налоги государству. Точнее, существовал. А сейчас ему пришли кранты.
И надо его выручить, и тогда он продолжит существовать, продолжит давать рабочие места, продолжит платить налоги, продолжит отвечать на культурный запрос людей, и какие-то концерты станут самыми яркими событиями в их жизни, какие-то концерты спасут их от депрессии и одиночества, какие-то концерты подарят надежду, какие-то концерты сделают их лучше.
Кроме того, в любой статье по креативной экономике будет написано, что лайв-индустрия дает мультипликативный экономический эффект — во-первых, она работает в вечернее и ночное время, когда всё остальное останавливается; а во-вторых, дает самые разные работы — самим музыкантам, звуко- и светорежиссерам, техникам, турменеджерам; фермеру, который вырастил кусок мяса; таксисту, который привез людей на концерт; специалисту службы безопасности; компании, которая сделала музыкальный инструмент или световой прожектор.
«Богатая и разнообразная лайв-индустрия улучшает имидж города, стимулирует людей приезжать сюда или не уезжать отсюда»
Мы потеряли «Дом печати» — одну из наших лучших концертных площадок, на которой выступали Tricky, Brazzaville, Mgzavrebi, Lil Peep, Red Snapper, Noize MC, Манижа, «Браво» и множество как известных, так и молодых артистов. О которой писала лондонская газета The Guardian как о лучшем месте в Екатеринбурге. Никто нам не помог. Там сейчас бар с дешевым пойлом и постоянными драками, каждые выходные в новостях (о проблемах этого бара мы рассказывали в этом материале. — Прим. ред.). Это лучше? Мы как общество этого хотим и добиваемся?
Мы понимаем, что это наш частный проект, но, может быть, было логичнее помочь и сохранить это место? Я был в Ливерпуле в клубе The Cavern. Небольшой клуб на 200 человек. Там на стене есть маленькая табличка: «В этом клубе с 1961 по 1963 год 292 раза выступила группа The Beatles». И, когда видишь эту табличку, понимаешь, откуда пошла группа The Beatles.
Не просто встретились четыре талантливых музыканта, а была концертная площадка, частная концертная площадка, где можно было выступить 292 раза. Была инфраструктура, которую нелегко построить, потому что это очень непростая и финансово непредсказуемая деятельность. Были люди, которые всех приглашали на концерты и рассказывали: «А вот у нас сегодня группа неплохая, The Beatles называется» — а им отвечали: «Чет я не слышал ни разу, на хрен они нужны, да еще целые пятьдесят пенсов за вход» — а они всё равно убеждали приходить.
«Вот в Екатеринбурге есть один джазовый клуб. Один. На 200 человек»
Каждый раз, когда я с ними общаюсь, они говорят, что не знают, как дальше выживать, как платить за аренду и зарплату. Серьезное будет событие для культуры Екатеринбурга, если этот единственный джаз-клуб закроется? Или это так, пофиг, пустяки, подумаешь? По-моему, такое событие станет катастрофическим. По-моему, странен сам факт рассуждения, надо им помочь или не надо в пандемию.
Во всех развитых странах концертной индустрии помогают. Во всех. Это компенсация зарплат и аренды, компенсация убытков, возмещение выпадающих доходов, страховка от отмены за счет государства — чтобы промоутеры могли анонсировать и проводить мероприятия, не боясь убытков из-за отмен и переносов. И поддержка продолжается. Она не закончилась в 2020 году.
«Есть страны, где нет никаких компенсаций — кроме России, это Индия, например. Мы хотим как в Индии или мы хотим как где?»
Вы много знаете знаменитых индийских музыкантов? Вы как думаете, много в Индию приезжает интересных музыкантов из других стран? Мы хотим, чтобы у нас как было?
Согласны с автором?
О том, как ограничение на число гостей на массовых мероприятиях скажется на представителях концертной индустрии, мы рассказывали в этом материале.
Также команда Tele-Club Group ввела систему бонусов для привитых от COVID-19, чтобы повлиять на распространение коронавируса в регионе и продолжить работать.